Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Но это и значит не что иное, как то,
что слово есть откровение - и притом по самому своему существу, - следовательно, и человеческое слово. (Вот почему всякая "болтовня", всякое суетное и небрежно употребляемое слово есть кощунство.) Человеческое слово само проистекает из "слова Божия" - из Слова, которое "вначале было у Бога" и "само было Богом"cxxv, - из Логоса, - и есть его отображение, хотя и несовершенное. Об этом свидетельствует уже та форма человеческого слова, в которой оно является в своей полноценности, - поэзия, которая по своему существу не есть ни отвлеченное определение в понятиях или "объективное описание" предметной реальности, ни чисто субъективное самовысказывание,"исповедь" поэта как человека, а есть человеческое откровение тайны первореальности во всей ее - ускользающей от "прозаического" слова - глубине и значительности; она есть некая подслушанная и переданная поэтом "херувимская песнь" о реальности - голос самой реальности, говорящей о себе самой. Однако это человеческое откровение в слове все же отличается от самого божественного откровения тем, что сам человек как таковой не есть первореальность, но стоит в своем бытии как бы на пороге между субъективностью и объективностью - предметной реальностью, - объятый противоборством между той и другой. Человеческое слово поэтому всегда в каком-то смысле "субъективно", - о чем уже свидетельствует множество языков и диалектов и несовершенство каждого из них, и, в конечном счете, различия в живой форме "говорения", в "стиле языка" даже между отдельными личностями; и, с другой стороны, человеческое слово всегда имеет тенденцию сузиться, уплотниться, кристаллизоваться в чистое обозначение отвлеченных понятий, получить точный, т.е. ограниченный, "буквальный" смысл, - что даже, с точки зрения "чистого", "объективно-научного" познания, увеличивает его ценность. Но именно поэтому оно по самому существу своему неадекватно "слову" самого Бога. И конкретное откровение Бога, Его "слово" выражается - с точки зрения человека - в "неизреченных словах" (?((((( ·?((((), "которых человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4). Вместе с тем все отдельные "слова Божии", как они, напр., переданы в Писании или как их всегда может быть удостоен услышать и каждый человек, суть отдельные обнаружения Слова, Логоса как выражения самого существа Бога, - выражения, в котором оно само обретает для нас живой облик и образ (не переставая в силу этого быть непостижимым). Это выражение Бога как Слова в живом образе и есть то высшее и самое адекватное конкретно-положительное откровение, в котором "Слово стало плотью"cxxvi в человеческом образе Иисуса Христа. В конкретно-положительном откровении Божье "ты" вступает само в земное, временное бытие. Истолкование этого положительного откровения есть дело богословия; здесь - граница всякой философии, точка, в которой она отделяется от богословия. Ибо философия может и вправе ориентироваться только на общем и вечном откровении - и, в сущности, и есть не что иное, как такое ориентирование через духовное самораскрытие и самоуглубление, находящее свое выражение в потенцированном, трансцендентальном мышлении. Однако и это различие не должно браться как абсолютно разделяющее логическое различие, а как различие трансрациональное, в котором разделение есть вместе с тем связь и тем самым антиномистическое единство. Если общее и вечное откровение - откровение первоосновы реальности как таковой - неотделимо от конкретно-положительного откровения, то и последнее неотделимо от первого. Богословие поэтому имеет то общее с философией, что оба покоятся на общем вечном откровении. Ибо всякое конкретное откровение уже предполагает нашу восприимчивость к нему - к голосу и явлению Бога, - нашу способность осознать отдельное конкретное откровение именно как откровение Бога. Но это и означает не что иное, как то, что общая природа откровения - реальность Бога как "ты" в ее общем вечном существе - а это и есть общее вечное откровение - логически предшествует всякому частному конкретному откровению. Было бы поэтому совершенно ложным понятием откровения, если бы мы думали - как это часто случается, - что в каком-либо определенном, происшедшем во времени единичном конкретном откровении исчерпано без остатка откровение как таковое. Всякое полновесное, живое религиозное сознание всегда по праву протестует против этого. Если нелепо и кощунственно по примеру экстатических сектантов и всякого рода суетных легковеров проходить без внимания мимо полноты уже данного откровения, жаждать новых откровений и находить их там, где их нет, то, с другой стороны, столь же кощунственно думать, что откровение без остатка исчерпано в букве записанного откровения и что новых откровений вообще не может быть. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|