Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Это есть область внутренней
душевной жизни - не так, как она предстоит извне холодному наблюдению и
истолкованию, а как онаlxxiii непосредственно извнутри открывается в самом
ее переживании. Тогда весь совокупный бесконечный мир представляется чем-то
имеющим смысл и значение лишь в связи с этим потаенным внутренним миром,
который есть единственное истинное средоточие бытия вообще, единственно
подлинное бытие-в-себе. Предметный мир есть тогда то, из чего наша
внутренняя жизнь почерпает свой материал, к чему она должна приспособляться
или что ей надлежит преодолевать как препятствие. Человек живет, таким
образом, как бы попеременно в двух мирах - в общем для всех, открыто видимом
всеми, как бы в "публичном" предметном мире, в составе которого его
собственное бытие есть лишь малая, несущественная, подчиненная частная
реальность, - и в "интимном", извне невидимом "внутреннем" мире его
мечтаний, радостей, страданий и желаний - в мире всего того, что образует
истинное существо человеческой жизни, ее истинное средоточие, и по сравнению
с чем всеми видимый и признаваемый, как бы предназначенный "для всеобщего
употребления" предметный мир имеет лишь производную, утилитарную, чисто
относительную ценность. Поэты и беллетристы описывают нам эту интимную,
внутреннюю жизнь различных людей именно в том ее существе, в котором она
непосредственно, как бы до и вне всякого ее истолкования, открывается в
самом переживании. Но замечательно, что является все же скорее исключением,
чтобы человек отдавал себе в полной мере отчет в этом своеобразном
внутреннем бытии, т.е. ясно сознавал его именно как подлинную
непосредственную реальность. Ибо по сравнению с предметным бытием, которое
как бы целиком захватывает наше сознание и представляется нам как бы
единственным образцом подлинного, обоснованного, прочного, неустранимо
"объективного" бытия вообще, внутренний мир кажется нам сферой
"субъективного" - сферой всего ненастоящего, как бы мнимого, чем-то вроде
мира сновидений и иллюзий - словом, противоположностью истинного бытия или
"объективности". Что в этой установке есть своя доля истины - только
превратно истолкованной или обоснованной - это мы увидим в позднейшей связи.
Здесь же мы должны подчеркнуть предварительно только одно: необходимо особое
духовное напряжение, особое внимание, чтобы в этом, как бы подобном
сновидению, ускользающем и туманно-расплывчатом бытии увидеть все же то, что
оно, во всяком случае, есть на самом деле, именно некое бытие, некую
непосредственную открывающуюся и потому недоступную отрицанию и сомнению
реальность. Как говорил тонкий немецкий мыслитель Лотце, "душа" есть именно
то, "за что она себя выдает"lxxiv.
Поскольку философская рефлексия отдает себе отчет в этой двойственности
между извне, через посредство предметного познания и мышления предстоящим
нам предметным миром и миром, непосредственно извнутри открывающимся самому
себе, она ближайшим образом склонна - по крайней мере со времени Декарта -
истолковывать это внутреннее бытие тоже как бытие "субъективное", точнее
"субъектное" - как бытие самого познающего, субъекта познания - как бытие
того, кто (или "что") направляется на предметный мир и есть носитель или
отправная точка познавания. Тогда это внутреннее бытие как бы сжимается в
точку - в "чистый", бессодержательный "субъект познания". Ибо все, что
образует многообразное живое содержание этого внутреннего мира,
представляется тоже как нечто, что "дано" внутреннему взору; а это "дано"
обыкновенно истолковывается как "предметно дано". Поскольку содержание бытия
отождествляется с содержанием предметного бытия, за пределами последнего
остается только чистый, "субъект познания", за пределами познаваемых
содержаний - только само познавание, - познавательный взор, направленный на
сущие содержания, - бессодержательная точка бытия, существо которой
исчерпывается именно тем, что она есть отправная точка познавания или
неведомый "кто-то", соотносительный акту и содержанию познания. Старое
декартовское воззрение, согласно которому непосредственно и первично
достоверное бытие заключается только в познающем или "мыслящем" сознании, в
cogito и это cogito исчерпывает собою все sum, - в принципе и по существу,
как нам думается, еще доселе не преодолено с полной ясностью в философской
литературе. Однако по существу это есть глубокое заблуждение - и притом
заблуждение гибельное, которое натворило безмерно много вреда не только в
теоретическом самосознаний философии, но и вообще - в форме
"интеллектуализма" - в духовной жизни европейского человечества.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192