Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
В такой форме
мыслимо время, погруженное в вечность и укорененное в ней. Напротив, выпадение из вечности, из всеединства (поскольку оно вообще возможно!) означает возникновение "земной" временности как постоянного вытеснения одного другим, рождения и развития одного за счет упадка и гибели другого. В качестве внешнего отношения между элементами бытия сущность земного времени есть именно борьба за существование, вознесение одного к свету бытия за счет погружения другого в темную ночь небытия, рождение за счет смерти, - в чем и состоит изменчивость, возникновение и уничтожение, зыбкость и неустойчивость - "поток" времени. Этому соответствует вечное внутреннее состояние этого рода бытия - "беспокойство", "забота", "хлопотливость". Беспокойство, ненасытная неудовлетворенность, бесконечная и безнадежная погоня за блуждающим огоньком, всегда от нас ускользающим, есть адекватное состояние замкнутого, падшего, не-сущего бытия. Как это есть состояние человеческой души, поскольку она одержима злом, так это есть и состояние отпавшего и распавшегося мирового бытия; это есть мир как "слепая воля к жизни", как он представляется Шопенгауэру, или как "беспокойство в себе" (Гегель). Это есть бытие, которое сознает свою пустоту, свою нереальность и потому осуществляется в бесконечном стремлении, в неутолимой жажде пополнения, укрепления, подлинной устойчивости - в суете, волнении и заботе. Эта земная временность есть выражение выпадения из бытия, тогда как "истинное", сущее время есть творимое самораскрытие вечности. Это "беспокойство", образующее конкретное содержание всего "мирского" образа бытия, - неутолимая жажда и безнадежное самотерзание мира - есть именно выражение живого внутреннего противоречия и противоборства, в котором состоит само существо зла, - именно, что небытие утверждает себя как бытие, - что, то, что по своему содержанию выпало из истинной реальности, из всеединства, именно в этом своем состоянии хочет быть реальностью. Если в библейском предании о "грехопадении" Адама и с ним или в нем - всего человечества и всей твари видеть лишь мифологическое изображение в форме временного "события" того, что по самому своему существу не мажет быть чем-то "случающимся во времени" (уже хотя бы потому, что само время в его земном смысле есть продукт его же), и если отвлечься пока от вопроса, кто, собственно, несет ответственность за это - "Адам" ли, или все человечество, или дух-искуситель, или сам Бог, допустивший возможность этого, - то "грехопадение" мира будет не богословским догматом и не метафизической "теорией" или "гипотезой", с помощью которой "объясняется" "возникновение" зла, а простым констатированием или феноменологическим описанием состояния мирового бытия. Мир фактически не таков, каков он есть в своей глубинной первооснове, в своей бытийственной определенности Божеством, - не таков, каков он есть в качестве творения и "одеяния" Божия; и существо различия состоит в том, что внутри мира имеет место какое-то его перерождение, в силу которого всепронизывающее гармоническое всеединство оказывается надтреснутым, отчасти распавшимся, - или же бытие мира оказывается выпавшим из гармонического вееединства Божества. Повторяем, это есть простое констатирование горького, но неотразимого в своей очевидности факта, который сохраняет всю свою силу несмотря на то, что мы не можем понять, как, собственно, он возможен, - не можем "объясниться его. c. Проблема ответственности за зло Но тут с неудержимой силой в нас нарастает вопрос: кто, собственно, повинен в таком состоянии мира, которое мы вправе назвать его "грехопадением", кто за него ответствен? Правда, в известном смысле этот вопрос может означать уже впадение в соблазн разумного "объяснения" "возникновения зла", открытия его подлинного "основания"; но после сказанного выше мы заранее можем предвидеть, что вопрос в этом его смысле должен остаться без ответа; и мы даже должны отклонить, как противоречивую, саму его постановку: теодицея в рациональной форме невозможна, и самая попытка ее построения не только логически, но и морально и духовно недопустима. Но какое-то очень могущественное и неустранимое чувство в нас протестует против такого простого отвода вопроса. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|