Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

В этом и заключается - употребляя выражение Гегеля - "огромная
мощь отрицания", что оно есть универсальное орудие познания.
Непостижимое - то, что недоступно познанию, - должно, очевидно, лежать по
ту сторону отрицания, находиться за его пределами. Но как же в таком случае
оно может быть определено и познано именно как непостижимое?
Ближайший ответ на это должен быть, очевидно, таков. Если всякое
определение и познание основывается на отрицании, то это, очевидно, должно
иметь место и здесь; но только здесь отрицание должно очевидно выступать и
функционировать как потенцированное отрицание - именно, как отрицание самого
отрицания. Ибо когда мы говорим, что непостижимое лежит вне пределов
отрицания, что отрицание к нему неприменимо, - и даже когда мы просто
выражаем его в слове "непостижимое", мы определяем при этом то, что мы
мыслим, очевидно, также через момент "не"; но только это "не" направлено
здесь на само "не". В этом и заключается поистине безграничная сила
отрицания, что оно сохраняет силу, даже направляясь на само себя, на начало,
его конституирующее. И если отрицание единичного отрицания, т.е. какого-либо
отрицаемого отдельного содержания, - как бы суммирование двух отрицаний -
типа суждения "A не есть не-A" - согласно началу "исключенного третьего", не
ведет ни к чему новому, а только завершает подлинную, окончательную
положительность содержания, которое впервые конституируется именно через
отрицание того, что содержит его отрицание (так что А есть именно то, что не
есть не-А), - то отрицание самого отрицания, начала отрицания -
потенцированное отрицание вводит нас в совершенно новую область бытия.
Впрочем, то и другое - двойное, суммированное отрицание, конституирующее
определенность, и отрицание самого отрицания (потенцированное отрицание) -
находятся в теснейшей связи между собой. Если мы выше (в гл. I) убедились,
что определенность возникает - именно через посредство двойного отрицания, в
силу того, что оно воспринимается как "такое, а не иное", - из
металогического единства и немыслимо вне связи с последним, то теперь мы
можем выразить то же соотношение в той форме, что все определенное, в
качестве "такого, а не иного", предполагает саму категориальную форму
"неинаковости" ("non aliud", в котором Николай Кузанский усматривает высшее
формирующее начало знания и бытияlxiii). Но сама эта "неинаковость" и есть
не что иное, как раскрывшееся нам непостижимое, которое мы улавливаем и
познаем именно тем путем, что отрицаем в отношении его отрицание. Именно
таким способом, очевидно, непостижимое постригается как таковое,
неопределенное определяется именно как неопределенное. Если все определенное
как таковое утверждено на начале "либо одно, либо другое" ("aut-aut",
"entweder-oder") - на выборе между "одним" и "другим", на отвержении одного
в пользу другого или предпочтении одного за счет другого, то мы отрицаем
теперь само это начало "либо-либо" и заменяем его, тем самым, началом "и то,
и другое" ("sowohl - als auch"). Тогда мы именно и имеем непостижимое как
всеобъемлющую полноту, как бесконечное - в отличие от всего определенного,
которое как таковое есть ограниченное, исключающее из себя все иное, как бы
изгоняющее и отталкивающее его от себя. В этом представлении "непостижимого"
как безграничной, всеобъемлющей полноты непостижимое является нам не в
пустом бессодержательном смысле, как то, о чем ничего нельзя высказать, а в
полновесном положительном своем значении. И то, что нам казалось простым
неведением, оказывается особым родом ведения, и притом как раз самым
глубоким и адекватным ведениемlxiv.
Так как отвлеченное знание имеет, как мы видели, своей истинной основой
усмотрение выходящего за его пределы металогического единства, то всякое
"либо-либо", образующее существо понятия, само укоренено в начале "и то, и
другое". Оставляя здесь вне рассмотрения популярное значение отрицания как
простого отвержения заблуждения (значение, соблазнившее немалое число
философов; к нему еще придется вернуться), мы еще раз указываем, что в своем
логическом или предметном смысле отрицание означает различение, усмотрение в
реальности различного и различающегося. Но различение "одного" от "другого",
очевидно, ведь предполагает наличие того и другого и связь между ними - и
тем самым высшее металогическое единство обоих. Поэтому если для всякого
отвлеченного знания - знания в понятиях - и для всякой обусловленной им
практически-действенной установки - имеет универсальное значение начало
"либо-либо" - решительное и ясное утверждение и приятие одного через столь
же решительное отрицание и отвержение другого, - то при этом все же не нужно
упускать из виду, что здравый, разумный, осуществимый смысл установки
"либо-либо" сам предполагает более широкую перспективу, более
духовно-объемлющее видение, выражаемое в принципе "и то, и другое".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192