Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Трепет благоговения относится
всегда только к неизвестному, незнакомому и непостижимому. Поскольку
реальность - пользуясь термином Декарта - постигается "ясно и отчетливо"vi
или даже только мыслится постижимой, т.е. состоящей из соответствующих ясных
и отчетливо различимых содержаний, поскольку - другими словами - она
является нам как предметный мир, как предстоящее познавательному взору и для
него обозримое единство уловимых, в принципе "прозрачных", допускающих
логическую фиксацию содержаний и данностей, - постольку бытие застывает для
нас в знакомый мир. Оно есть тогда реальность, единственное отношение к
которой есть отношение трезвой ориентировки и которая поэтому не имеет для
нас никакого иного, ей самой присущего смысла, не захватывает нас своей
собственной внутренней значительностью. Когда Аристотель, анализируя научное
познание, усматривает его источник в "изумлении", т.е. в том, что что-либо
представляется нам незнакомым, странным, непонятным, - то он вполне
последовательно присоединяет к этому, что успешно осуществленное познание
снова устраняет изумление. Познанному больше не удивляешься - все то, что
прежде казалось нам непонятным, становится самоочевидностью (Аристотель
приводит пример иррациональной величины, возможность и наличие которой в
мире чисел сначала потрясает, как что-то непостижимое, а после ее познания
становится простым и необходимым понятием)vii.
Но, по крайней мере иногда, мы имеем опыт и совсем иного рода; нас
касается или в нас шевелится что-то совсем другое. Из эпохи детства в нас
всплывают воспоминания о состоянии, в котором каждый клочок мира, каждая
вещь и каждое явление представлялись нам непостижимой тайной и мир был для
нас сплошным миром чудес, возбуждающим радость, восхищение, изумление или
ужас. То, чем мы тогда жили, было ли только нелепым, бессмысленным
заблуждением - плодом невежества и умственной беспомощности, - или мы, может
быть, чуяли тогда что-то реальное, что теперь от нас ускользает? Какие-то
остатки этого жизнечувствия блаженного детства продолжают жить в нас и
теперь. При каждом переживании красоты - в наслаждении искусством или при
созерцании красоты природы или человеческого лица - нас объемлет, хотя бы на
краткий миг, священный трепет. Перед лицом событий, которые нас потрясают -
будь то смерть близкого человека или рождение нового человеческого существа,
- мы чувствуем, что стоим перед неким таинством: носители жизни как будто
исчезают в какой-то непостижимой дали или всплывают из непостижимой глубины.
Великие катастрофы в природе - землетрясения, наводнения, бури - и великие
социальные потрясения возбуждают в нас чувство каких-то таинственных сил,
которые внезапно захватывает наш привычный, знакомый, устойчивый мир. И как
бы крепко мы ни вросли в строй нашей обычной будничной жизни, какими бы
разумными, ответственными людьми мы ни считали самих себя, как бы мы ни
срослись с нашим социальным положением, с "ролью", которую мы "играем" в
социальной среде, для других людей, как бы мы ни привыкли смотреть на себя
извне, со стороны и видеть в себе лишь то, чем мы "объективно" являемся
другим людям, - порой - хотя бы изредка - в нас шевелится и что-то совсем
иное; и это иное есть что-то непостижимое и таинственное; и мы смутно
чувствуем, что подлинное существо нашей души есть что-то совсем иное, что мы
привыкли скрывать не только от других людей, но и от самих себя. И дело тут
совсем не в том, что то, что мы скрываем, в чем боимся сознаться, есть нечто
морально дурное. Цензура разумного, будничного сознания стремится так же
вытеснить и чувства, которые мы испытываем как священные, возвышенные
проявления какого-то тайного восторга или умиления, которые мы иногда
переживаем, - поскольку именно они не укладываются в рамки общепризнанного,
рационально выразимого морального сознания. Стыдливость, стремление к
потаенности присущи нам не только в отношении дурного в нас, но и в
отношении самого лучшего - в отношении всего, что мы не можем высказать
обычными словами, т.е. в рациональных, общедоступных и привычных понятиях, и
если мы обладаем интеллектуальной честностью, то мы должны признать, что это
непостижимое и непонятное в нас - все, чем мы в направлении вверх или вниз
не совпадаем с уровнем того, что зовется "нормальным человеком", -
составляет, собственно говоря, наше подлинное существо. Таким образом, и
"звездное небо надо мной", и не только (как думал Кант) "моральный
закон",viii но и все вообще непостижимое и загадочное "во мне" возбуждает в
нас изумление, некий священный трепет или благоговение. Настоящая
эротическая любовь с

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192