Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Если наука и рациональное познание
может определять и измерять движение и вообще познавать становление, то это
осуществимо для него лишь тем способом, что оно рассматривает становление
как уже ставшее, совершившееся, как в готовом законченном виде данное в
аспекте прошлого и определяет именно то, что в этом образе определимо -
напр., длину пройденного пути (ведь и само время измеряется длиной пути,
пройденного часовой стрелкой или солнцем) или закономерную смену одного
состояния другим при изменении и т.п. Собственное существо становления как
такового - момент динамичности в нем, то, что нечто при этом "делается",
"совершается", - остается при этом вне поля зрения. Все, что может уловить и
"понять" рациональное мышление, есть нечто статическое, неподвижное; ибо для
мышления в понятиях все является как вневременное "содержание", как нечто
тождественное, что, будучи проецировано на план времени, представляется
неизменным, покоющимся. Но именно потому само становление в его собственном
существе должно необходимо ускользать от него; отвлеченное мышление просто
проходит мимо существа становления и времени. Существо становления как
такового нельзя ни разложить на отдельные элементы, ни свести к чему-либо
тождественному. Хотя в нем есть и стороны, в которых встречается нечто
тождественное, и именно с этих сторон оно и может быть уловлено мышлением
(напр., порядок смены состояний и все, что остается неизменным в
изменяющемся), но все тождественное не есть самый момент становления как
таковой, - ибо как таковоеxxxv оно именно и есть изменение. Это столь,
по-видимому, простое, универсальное и потому до банальности привычное и
знакомое нам явление - впервые в наше время уловленное и замеченное
Бергсоном - остается все же безусловно непонятным, непостижимым. Мы можем
обозначать его, вместе с Гегелем, как "беспокойство в себе"xxxvi или, вместе
с Плотином, как "хлопотливую сущность, которая всегда неудовлетворенно
стремится к пополнению",xxxvii - сами эти слова, свидетельствуют о
непостижимости того, что здесь нам открывается. В лице становления во всем
конкретно-сущем обнаруживается - правда, в особой форме, своеобразие которой
нам нет надобности здесь особо рассматривать, - тот момент "переливания
через край", "выхождения за пределы самого себя", который присущ всеединству
- бытию как целому - и образует существо непостижимости последнего. Время
так же непостижимо, как вечность, ибо оно подобно последней (Платон называл
его "подвижным образом вечности",xxxviii а Ангел Силезский говорит: "Время
есть то же, что и вечность, и вечность - то же, что время, если ты сам не
будешь делать различия между ними")xxxix. Оно подобно вечности в том
отношении, что оба они превосходят все завершенное, определенное и выходят
за его пределы. Дело обстоит так, как если бы абсолютно непостижимая тайна,
заключенная в том, что мы называем "сотворением мира", имела здесь, на
земле, свое - правда, искаженное - отображение в вечном творческом
беспокойстве становления. Поскольку нам удается забыть чувство "знакомости",
привычности, повседневности этого явления или, точнее, этого всеобъемлющего
начала всего конкретного бытия и именно в силу этого суметь внимательно и
остро вглядеться в его сущность, нас охватывает трепет. Ведь все, что мы
называем существующим, включая нас самих, совсем не есть на самом деле, не
стоит на твердой почве; как говорит Платон, весь этот видимый мир (а с ним и
мы сами) "только возникает и гибнет, а по-настоящему совсем не есть"
(((((?((((( k(? ?((((((((((, ?(((( (? (?(?(((( ?(xl). Все наше бытие
совершается, как бы подхваченное вихрем, есть бегство - бегство из одной
непостижимой бездны в другую.
Так, в лице становления и времени мы стоим во всем конкретно-сущем и во
всякий момент нашей самой будничной жизни перед обнаружением непостижимого
по существу в бытии.
e. Потенциальность и свобода
Но из сказанного тем самым следует, что в составе иррационального - а
следовательно, и определенной им металогической природы бытия - нам
открывается еще нечто иное и очень существенное.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192