Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Мы знаем уже, что путь от меня к Богу идет через духовную жизнь, через область духа. Но эта область, как мы видели (гл. VII, 3), есть как бы промежуточный слой между чисто трансцендентным и имманентным мне бытием - "почва" моего самобытия, которая вместе с тем есть некоторым образом и "корень" моей личности, или корень моего самобытия, как бы незаметно переходящий в саму почву, в которой он укоренен. Дух стоит как бы на пороге между "мной" и всем, что является мне как "ты" и "он". Но поскольку Бог представляется мне как бы конечной точкой на пути через область духовной жизни тем самым некоторым образом принадлежит к этой области, - откровение Бога как "ты" - "Бог-со-мной" или "я-с-Богом" - дополняется еще иной, гораздо более имманентной мне формой бытия, которую можно было бы обозначить как "Бог-во-мне" или "я-в-Боге". Момент "взаимопроникнутости" - впрочем, не устраняющий все же "раздельности", - оказывается здесь еще более интимным и глубоким, Чем в отношении "я-ты". Мы уже упоминали, что "ты еси" Бога есть собственная основа "я есмь", но это ведет вместе с тем к тому - или содержит тот аспект, - что "еси" Бога в известном смысле как-то содержится уже в глубине моего собственного "есмь" или что мое "есмь" как-то укоренено в "есмь" самого Бога. Правда, при этом должно быть соблюдено различие между изолированным "я есмь" как таковым, как оно фиксируется отвлеченной мыслью, и эминентным, трансцендирующим за пределы самого себя "я есмь", в котором и "я", и мое "есмь" есть именно нечто большее и иное, чем чистое, замкнутое в себе "я есмь", - иначе мы впали бы в ложное самообожествление, совершенно исключающее истиное соотношение вещей. Но если соблюдать это различие, то открывается сверхрациональная очевидность моей укорененности в Боге или внутреннего, имманентного моего обладания Богом, не устраняющего, конечно, его сущностной трансцендентности. Это соотношение (на высочайшей и наиболее явственной ступени его обнаружения) мистика восточной христианской церкви знает и признает как "обожение" человека (((?(((). В общей своей форме это сознание внутреннего единства человека с Богом может быть названо богочеловеческим бытием человека, а поскольку оно связано с сознанием укорененности "я" в "мы" (ср. гл. VII, 6), мы обретаем откровение того, что может быть названо Богочеловечеством. Это есть опять-таки основоположная форма бытия, опирающаяся на слияние реальности Бога с формой бытия "я есмь" (или "мы есмы"), или, точнее, на их первичное исконное единство. Это "богочеловечество", конечно, не совпадает с тем, в чем христианское вероучение на основании конкретно-положительного откровения усматривает единственную и неповторимую двухприродную "Богочеловеческую" сущность Иисуса Христа - Богочеловека как такового. Но если это вероучение вместе с тем видит в Иисусе Христе основателя Богочеловечества всех людей, воспринявших Его существо, - "тем которые приняли его..., Он дал власть быть чадами Божиими, которые... от Бога родились" (Ев .Иоан. 1, 12 - 13), - то это с точки зрения содержащегося здесь общего и вечного откровения предполагает само понятие - и тем самым вечную реальность в форме сущей возможности - Богосыновства, Богочеловечности как общего начала бытия. Это богосыновство означает, что человек не только "сотворен" Богом и существует силою реальности Бога, но и что он "рождается от Бога" или "свыше" (Ев. Иоан. 3,3). Это есть специфически мистическое чувство единства с Богом, которое впервые подлинно обосновывает сознание Бога как "Отца", - сознание, что я, несмотря на мою "тварность", все же происхожу из Бога, неким образом сопринадлежу к Божьей реальности. А именно, поскольку я испытываю себя личностью, т.е. существом, которому имманентно духовное начало или которое неотрывно укоренено в области духа, - моя вечность дана мне - во временном измерении - не только в отношении будущего, но и в отношении прошлого: мое бытие открывается мне как сущностно вечное, т.е. проистекающее из самой вечности и имеющее ее в себе. Более того: эта моя богочеловечность имеет еще более глубокую, интимную сторону, с которой не только я рождаюсь из Бога, но вместе с тем - как это говорят многие мистики - сам Бог рождается во мне, - в моей ограниченности, субъективности, в моем несовершенстве, - так что я сам несу в себе Бога. Мое бытие открывается мне в своей последней глубине не только как мое бытие в Боге, но и как бытие Бога во мне. Это последнее сознание лишь в том случае есть ложный вымысел человеческого самомнения, если его содержание рационально фиксируется и изолируется, т.е. мыслится как нечто логически противоположное моему происхождению из Бога и моей сотворенности Богом и вытесняет сознание моего абсолютного "ничтожества" (в буквальном смысле, т. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|