Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Именно в этой инаковости,
которая часто выражается в противоположности всему остальному, в
противодействии ему, в упорном самоутверждении, заключается специфический
момент бытия как самобытия. Самобытие есть именно собственное бытие - "мое
собственное бытие"; оно содержит в себе некий момент упорства или упрямства
единично-сущего в его сознании своего самобытия (на немецком языке понятие
упрямства и выражается в слове "Eigensinn"="Sinn fьr das Eigene", чувство
того - или воля к тому, - что есть мое "собственное" существо или из него
истекает). Это есть тщательно охраняемая отдельная, "мне принадлежащая"
сфера бытия, против отчуждения которой или смешения с "внешним", со всем,
что не принадлежит к ней самой, мы всегда решительно восстаем. Эта "самость"
осуществляется всегда как-то в одиночестве, в замкнутости и не может быть
исчерпана ни в каком общении, сообщении, самообнаружении, - не может без
остатка осуществиться, высказаться и разрешиться в них. Поскольку мы
действительно сознаем наше непосредственное самобытие - что, как уже
указано, бывает далеко не всегда и, собственно, встречается лишь довольно
редко, - мы сознаем себя чем-то в точнейшем смысле слова "не от мира сего",
чем-то молчаливым, недоступным для всего остального - словом, сферой бытия,
которая есть именно только для себя самой - и ни для кого другого.
Вместе с тем, однако, эта самость есть по своему существу бытие, которое
внутренне - для себя самого - есть нечто абсолютное или, точнее, само
абсолютное - единственное, основа и средоточие для всего остального, - ибо
все остальное существует именно для "самости", приобретает уловимую
реальность, смысл и ценность лишь в своем отношении к ней. "Самость" в этом
качестве есть бесконечность, неизмеримо-всеобъемлющее царство, некий космос
для себя, который по своему существу безграничен и все объемлет. Для себя
самого она вечна, ибо непосредственное самобытие есть именно чистое бытие и
совсем не может мыслить себя несущим. В своей последней глубине самость
сознает свою непосредственную связь, свое сущностное единство с абсолютным,
имеет самое себя как абсолютное. И все же она, с другой стороны, не есть
всеединство, а, напротив, как уже указано, противостоит и противопоставляет
себя ему, отделяется от него и имеет себя именно только в этой своей
отдельности и отделенности. "Самость" есть некое всеединство, одно из
всеединств, которое, однако, не есть всеединство вообще - всеединство как
таковое - и имеет себя именно вне последнего.
Если мы попытаемся фиксировать в понятии это двойственное существо
"самости", то мы можем сказать, что этот самый общий смысл самобытия
заключается, очевидно, в том, что в его лице безграничное выступает в
конкретной форме ограниченного. Объемля бесконечно многое, самобытие вместе
с тем конечно, ограничено чем-то иным; оно есть, нечто, что в каком-то
смысле есть все и вместе с тем есть все же только единичное существо. "Душа,
- как говорит Аристотель, - есть некоторым образом "все"; но она есть "все"
именно только "некоторым образом"; ибо одновременно она именно и не есть
все, а есть только единичноеlxxvi. "Все" - всеединство бытия, - взятое как
единичное, и есть именно то, что мы разумеем под непосредственным
самобытием. Будучи в каком-то смысле всеобъемлющим, абсолютным, оно все же
такое абсолютное, которое отделяется от всего остального и имеет его вне
себя; оно как бы сжимается, уходит вовнутрь себя и именно в этой умаленной,
стиснутой форме бытия - именно в качестве лишь одного среди многого иного -
имеет себя, есть бытие-для-себя, или "самобытие". И каждое "самобытие" есть
не только одно среди многого иного; оно есть вместе с тем само нечто
абсолютно "иное", т.е. единственное, неповторимое и незаменимо своеобразное.
Именно поэтому оно в известном смысле абсолютно одиноко, не может без
остатка исчерпать, выразить, осуществить себя ни в каком обнаружении для
другого, ни в каком общении; оно содержит в себе и есть нечто - именно самый
момент "самости", - что все же остается всегда несказанно-немым в себе и у
себя самого. Но именно в этом отношении оно опять-таки подобно и внутренне
сродно самому Абсолютному - безусловно единственному; вот почему влечение
человеческой души к Абсолютному, к Богу, есть - по меткому слову Плотина -
бегство единственного (одинокого) к единственному (одинокому), (((? ((?
(?((( ((?( (?( (?(((.
Ниже, в дальнейшей связи, нам

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192