Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. истекающее из Бога
отношение, - другими словами, что само разделение пребывает в Боге. Если мы
говорим, что мир не "проистекает" из Бога, а только происходит от Бога, то
мы не должны забывать, что само это "от" берется из Бога и есть в Боге. Все
категориальные формы, которыми мы пользуемся для определения даже самой
резкой противоположности между миром и Богом, имеют свои корни в исконном
единстве, которое лежит за пределами двойственности "Бог и мир", возвышается
над нею или (что то же) глубже и исконнее ее.
Но это значит: раз мир поставлен нами в связь с Первоначалом, с
Божеством, т.е. воспринят в связи и в единстве с Первоначалом, он есть для
нас уже нечто большее и иное, чем "только мир". Ибо именно этим преодолен -
при сохранении самого мира - его специфически "мирской" характер, -
преодолена его неосмысленность, его чистая фактичность и безличность, его
индифферентность к началу правды. Мир в единстве с Богом, - мир как
мир-в-Боге, есть уже нечто иное, чем мир "сам по себе" (подобно тому как
предметное бытие, раз мы уже достигли глубины божественной реальности,
превращается для нас из темной, страшной бездны в твердую и родную почву -
ср. выше гл. VIII, 3). Если перед лицом непостижимой трансрациональности
отношения между Богом и миром мы и должны были отвергнуть рационалистически
понимаемую идею "эманации", то теперь мы должны, с другой стороны, учесть
долю содержащейся в ней истины, именно поскольку в ней выражена обратная
сторона этой же трансрациональности. Мир не есть нечто тождественное или
однородное Богу; но он не может быть и чем-то совершенно иным и чужеродным
Богу в отвлеченно логическом смысле такого различия, которое исключало бы
внутреннее единство и сродство. Подлинное отношение между Богом и миром -
так же как отношение между Богом и "мною" (ср. гл. IX) - может быть понято
только в форме трансрационально-антиномистического монодуализма - как
внутреннее единство двух или как двойственность одного. Это применимо как в
отношении существа мира, так и в отношении его бытия.
Что касается первого, т.е. существа мира, то нам достаточно здесь лишь
коротко напомнить о том, что нам уже уяснилось выше (гл. VIII, 7).
Инаковость мира Богу не исключает сходства или сродства между ними - правда,
сходства, которое не может быть отождествлено с обычным сходством. Бог как
начало "совершенно иное" "просвечивает" все же символически в мире, так что
мы его видим в мире, как "зерцалом в гадании". Если мир именно в своем
"мирском" начале резко отличается от всего "осмысленного", т.е. от самого
Первоначала как "Смысла", именно своей неосмысленностью, своей
индифферентностью к Ценности и Правде, - если он в этом смысле - в
противоположность к внутреннему существу человечности - и не есть "образ и
подобие Божие", - то, с другой стороны, в его связи с Богом, в его отражении
Бога и, тем самым, в его сродстве со мною, который в каком-то отношении все
же принадлежу к миру и образую с ним некое единство, имею с ним некую точку
конвергенции, - т.е. в его гармонии, в органическом единстве его строения, -
он все же есть некое отдаленное подобие Бога. Мы это непосредственно
чувствуем всякий раз, как воспринимаем его красоту (и в этом и состоит смысл
красоты - ср. гл. VIII, 2), - всякий раз, когда мы воспринимаем мир в
составе живого опыта целостной реальности как таковой (ср. гл. III, 4). Как
время есть, по словам Платона, "подвижный образ вечности, пребывающей в
покое", так и подвижное, изменчивое, неосмысленное, внутренне
антагонистическое пестрое многообразие мира есть вместе с тем гармоническое,
органическое единство, осмысленный порядок. В этом мире есть отблеск "славы"
Божией; и, как уже указано, античное мироощущение, которому мир
представлялся Космосом, божественным существом, в этом смысле вполне
правомерно, поскольку оно лишь не вытесняет в нас сознания "истинного",
именно "совсем иного", чем мир, Бога. Несмотря на всю противоположность
между миром и Богом, мир все же в каком-то - именно эминентно
трансрациональном - смысле сущностно подобен Богу. И всякое "огульное"
отвержение мира, как какого-то "исчадия адова", всякое отрицание его
божественных корней и потому его "Богоподобия" в конечном счете ведет к
потере самого религиозного сознания, к слепоте в отношении самой
сверхбытийственной реальности Бога, что, впрочем, ясно уже из сказанного
выше об установке абсолютного дуализма (гл. VIII, 1 и 3).
Но в первооснове совпадают "сущность" и "бытие", или, вернее, она есть
высшее единство, из которого проистекает одновременно и "сущность", и
"бытие".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192