Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

И даже сознание моей внутренней связи с
превосходящей меня реальностью в ее вечности и абсолютности не обеспечивает
моего бытия: мы уже видели, что эта реальность непосредственно имеет для
меня облик бездны, которая может меня поглотить; на этом и основан или в
этом и состоит "панический" страх смерти - страх перед ужасающей меня,
непонятной мне и все же логически-мыслимой опасностью моего небытия, моего
бесследного исчезновения или растворения в бездне безличного бытия. Но если
этому естественному и первичному жизнечувствию мы уже в соображениях
предыдущей главы могли противопоставить более глубокое - более глубоко
проникающее во внутрь - жизнечувствие моего внутреннего сродства с
реальностью как таковой, в силу чего облик "бездны" сменяется для меня
обликом и ощущением твердой почвы, в которой я незыблемо укоренен, - то
теперь мы усматриваем то же соотношение еще глубже. А именно, поскольку
первооснова реальности, Божество, открывается мне как некое по существу
вечное "мой-Бог-со-мной", этим непосредственно дана и достоверность вечного
бытия "меня-с-Богом". Вся непрочность, зыбкость, все ничтожество моего
субъективного самобытия здесь преодолены вечной моей сохранностью в Боге и
совместно с Богом. В какой форме бытия я еще, собственно, "буду
существовать" "после моей смерти", и можно ли вообще, и если да, то в каком
смысле, говорить здесь о "будущем" бытии, т.е. о бытии временном, - это
остается для нас непостижимой, неразгаданной тайной, которая в лучшем случае
может быть раскрыта лишь через посредство "конкретно-положительного
откровения" (что это значит, мы увидим тотчас же ниже) и стать предметом
веры в собственном, специфическом смысле слова. Но что я в силу моей
внутренней связи с Богом, конституирующей само мое существо и бытие, в
качестве "я-с-Богом", вечен - теперь, как и всегда впредь, - это, при всей
непостижимости, абсолютно самоочевидно. Ибо здесь мое по существу
беспочвенное, зыбкое непосредственное самобытие - которому, как уже было
показано, уже и теперь недостает подлинной реальности - оказывается
причастным абсолютности и вечности Бога как Бога-со-мной. Если вдуматься в
вопрос глубже, то истинный смысл заботы об обеспеченности, сохранности моего
бытия состоит не в том, "буду" ли я "продолжать существовать" после моей
телесной смерти, а в том, обладаю ли я уже сейчас подлинной реальностью,
подлинно ли я есмь, или я обладаю лишь призрачным, неподлинным бытием. Из
того, что мое "есмь" обретает прочность - и даже обретает подлинное свое
существо и бытие - лишь в двуединстве с Божьим "еси" и что это двуединство,
интимность этой связи в известной мере зависит от меня самого, от моего
собственного духовного напряжения, - следует, что этому моему истинному и
вечному бытию всегда все же угрожает возможность соскользнуть в низины
отрешенного призрачного бытия - бытия, которое само есть умирание и гибель,
- именно поскольку мое бытие как "я-с-Богом" всегда может снова
регрессировать к призрачному, несущему бытию "я-без-Бога". Сознание вечности
подлинного "есмь" в его трансрационально-антиномистическом существе
опять-таки есть некое витание между прочностью и непрочностью и немыслимо
вне трагизма такой антиномистической двойственности. Но трансрациональная
очевидность моей вечности дана здесь в конечном счете во всегда снова
превозмогающей уверенности, что "я" в последнем глубинном корне моего бытия
сохраняю вечную и ненарушимую связь с Богом, - что, даже если я покидаю
Бога, он не покидает меня, т.е. даже мое бытие без Бога остается бытием Бога
со мной.
2. Общее откровение Бога и конкретно-положительное откровение
Ход нашего размышления, именно уяснение существа реальности
"Бога-со-мной" или - что то же - общего откровения Божества, вынуждает нас
теперь коснуться более общего вопроса, собственно, уже выходящего за пределы
нашей темы: для более отчетливого понимания того, что мы называем "общим
откровением", мы должны выяснить его отношение к тому, что религиозное
сознание и богословие обычно разумеет под "откровением". В этом смысле мы
различаем "общее откровение" (обычно именуемое "естественным откровением" -
термин, который мы предпочитаем не употреблять ввиду множества накопившихся
в нем недоразумений) от "конкретно-положительного откровения".
Выше, при рассмотрении отношения "я-ты", мы видели, что всякое откровение
"ты", будучи по существу раскрытием реальности как таковой, все же включает
в себя всегда и частичное усмотрение конкретного содержания или состава
"ты".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192