Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Последняя безусловность и
подлинная абсолютность суть признаки только Божества, как первоисточника или
первооснования, которое одно лишь обосновывает себя и все остальное. Но эта
безусловность или абсолютность просвечивает сквозь бытие как таковое и
производным образом, в неком не подлинном, а лишь аналогическом смысле
принадлежит поэтому и последнему.
Но это имеет силу и в отношении того отрезка безусловного бытия, который
предстоит нам как "действительность" или "мир". Мы много говорили - и нам
еще придется говорить - о несовершенстве "мира", о тех его сторонах, в
которых он не удовлетворяет требованию внутренней самоочевидности и
убедительности, а выступает, напротив, как некая темная, непонятная, жуткая
реальность грубой фактичности. Это не должно нам, однако, препятствовать
видеть и обратную сторону, которая так явственно бросалась в глаза античному
и средневековому сознанию и восприятие которой было в значительной мере
неправомерно утрачено в новое время. И мировая действительность - "космос" -
не есть просто и только слепая, хаотическая, дисгармоническая сила. Космос
несет на себе также следы единства, внутренней гармонии, органической и, тем
самым, телеологической сопринадлежности и связи частей между собой; об этом
свидетельствует, как мы видели, уже его "красота". Во всем этом он есть
отображение и символ абсолютного единства и осмысленности Божества. Об этом
нам придется говорить еще далее.
Но и в пределах бытия как целого и мира как целого все в каком-то смысле
подобно Божеству. Правда, не все в одинаковой мере. На этом основан глубокий
смысл метода аналогии - analogia entis - как он впервые выражен Дионисием
Ареопагитом и систематически развит Фомой Аквинским. Все сущее оказывается в
меру достигаемой им глубины, т.е. в меру близости к Божеству рода или образа
его бытия, построенным в иерархическом порядке. Все сущее есть символ
Божества и приближается в различной мере к тому, что им символизируется или
знаменуется, в различной мере ему адекватно, - несмотря на то, что все сущее
остается безусловно неадекватным Божеству в отрешенной "инаковости"
последнего. При проведении этой мысли надо одинаково избегать двух
крайностей: высокомерного, безлюбовного онтологического аристократизма, для
которого одно только высшее, высокородное достойно чести быть отображением
Божества, тогда как все низшее есть лишь слепой, лишенный смысла материал
бытия, - и вульгарно онтологического демократизма, отрицающего всякий
иерархизм бытия и в идее эволюционизма практически низводящего высшее на
уровень низшего. Иерархизм должен, напротив, согласоваться со всеединством,
сопринадлежностью, внутренней солидарностью и некой общей однородностью (в
смысле общности происхождения) всего сущего. С этой оговоркой идея
иерархизма имеет общее значение. Мы уже видели, что мир нашей внутренней
жизни в известном смысле по самому существу дела ближе к первооснованию - к
Божеству, - чем мир предметного бытия. Расширяя теперь это указание, мы
можем сказать: область духовного бытия и человек как его представитель и
носитель в мире, т.е. как личность, стоит ближе всего к Божеству; мир
непосредственного самобытия ближе к нему, чем бытие космическое; разумное -
ближе, чем неразумное и бессмысленное, живое ближе, чем мертвое, добро
ближе, чем зло. В различной мере непостижимое и несказанное Божество
просвечивает сквозь все сущее - и все же остается перед лицом всего
сущегоcxix чем-то безусловно "иным".
Таким образом, безусловно непостижимое существо Божества становится нам
все же доступным и со стороны его сущностного отношения ко всему остальному
- и притом без того, чтобы мы постигли это существо, проникли в него, а,
напротив, именно во всей его непостижимости, вокруг которой мы при этом
только умственно кружимся. "Attingitur inattingibile inattingibiliter"
(Николай Кузанский): недостижимое достигается именно через посредство его
недостижения. Мы достигаем его, потому что, сияя в бесконечной, недостижимой
дали, оно просвечивает в ближайшей близи от нас во всем видимом и знакомом и
тем становится уловимым именно в качестве бесконечно удаленного и
недостижимого, - имеет, именно в качестве "совершенно иного", свое подобие
во всем без исключения. Как однажды метко сказал Толстой: "Мы знаем Бога,
как непробудившееся еще к полному сознанию новорожденное дитя знает мать, на
руках которой оно покоится и теплоту которой оно чувствует". Или, чтобы
воспользоваться более авторитетным словом: мы видим Бога "зерцалом в
гадании"cxx.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192