Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Не только грамматически, но и по существу ошибочно
говорить: "я есть"; правде соответствует только, что "я есмь"; и очевидно,
что это "я есмь" и тем самым входящее в его состав "я" есть нечто по самому
существу своему единственное. Или, точнее, чтобы опять не впасть в указанное
только что искажение строения самой реальности, мы скажем: "я по существу
есмь единственный"; в этом смысле словосочетание "второе я" есть явное
противоречие, нечто вроде "круглого квадрата". То, что я называю "чужим
сознанием", совсем не есть нелепица "второго я", а есть просто - "он". (И
только потому, что я в установке рефлексии могу иметь и себя самого не в
первичной форме "я есмь", а и в производной предметной форме "он есть" и
затем перенести мысленно это отношение на другого "он" или другие "они", я
могу психологически вообще дойти до противоестественного, как бы внутренне
искаженного понятия "многих я".)
Но "он" есть собственно уже "ты" - именно бывшее или будущее, короче:
возможное "ты", которое мы лишь в данный момент воспринимаем не как
полновесно-конкретное "ты", а как некоторым образом уже ослабленное,
потускневшее, потухающее "ты" - именно как "ты", которое для нас уже
погружено в безлично-предметную форму бытия "оно". "Он" есть "ты" в сфере
"оно". Но, как известно, уже понятие "он" - понятие "чужого сознания",
поскольку оно берется как таковое, в готовом виде, - есть неразрешимая
загадка. Ибо встречающаяся мне "извне" предметно-познаваемая "душа" (или
"внутреннее бытие") должна была бы оставаться для меня безусловно скрытой и
недоступной; и было бы, собственно, непонятно, как мы вообще доходим до
такого понятия. "Чужую душу" нельзя ни видеть, ни осязать, нельзя вообще
чувственно воспринять; а постулировать здесь "сверхчувственную интуицию"
значило бы просто констатировать, что как-то сверхчувственно чужое сознание
нам все же достижимо, - без объяснения, как и в какой именно форме это
возможно. С другой стороны, нетрудно показать, что все попытки объяснить
"познание чужой души" как некое косвенное, опосредованное познание вращаются
в ложном кругу, бессознательно уже предполагая то, до чего здесь требуется
еще дойти. И гипотеза познания через "умозаключение по аналогии" (по
аналогии с "моим собственным я"), и гипотеза познания через "вчувствование"
("Einfuehlung") уже предполагают - независимо от всех остальных трудностей,
здесь возникающих, - само понятие "чужой одушевленности", т.е. наше знание о
бытии чего-то подобного. Ибо через умозаключение по аналогии можно, правда,
переносить признак понятия с одного предмета на другой, с ним схожий, но
никак нельзя обосновать и определить новое, дотоле еще совершенно
неизвестное понятие. А то, что называется "вчувствованием" - особое сознание
внешней мне по бытию, но сходной со мной по содержанию реальности, -
сознание, осуществляемое в чувствах, которые я при этом испытываю как "не
мои", а навязанные мне "извне", - может выходить за пределы моего "я" не как
иллюзия, не как состояние моего собственного н, хотя и чужеродное мне, а как
способность познавать другую, внешнюю мне реальность, только при условии,
что соответствующая реальность мне как-либо уже дана вне и до всякого
"вчувствования" в нее. Я могу, конечно, "вчувствоваться" в чужие душевные
состояния, но лишь при условии, что я уже знаю, что таковые, а тем самым
"чужие души" или "сознания" вообще существуют.
К этому присоединяется еще то, что "ты" означает нечто совсем иное и
гораздо большее, чем "чужое сознание". Если мы попытаемся понять его как
"объект познания", то оно есть такая "чужая душа", которая не только есть
пассивный предмет моего познавательного взора, но в которой я вместе с тем
познаю ее направленность на меня самого. Но и этого недостаточно: я должен
при этом еще сознавать, что она в ее направленности на меня сознает мою
направленность на нее, и притом мое познание ее как познающей меня в
качестве познающего ее, и т.д. до бесконечности. Как два зеркала,
поставленные друг против друга, дают бесчисленный ряд отражений благодаря
тому, что луч света, преломляясь в них, пробегает расстояние между ними
бесчисленное количество раз, - так и познание, некого "ты", поскольку мы
толкуем его как предметное познание, должно содержать в себе бесконечное
число преломляющихся и отражающихся, пробегающих взад и вперед познаний -
что и совершенно неосуществимо, и противоречит явно предстоящему нам
непосредственно-простому восприятию "ты"10.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192