Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Не
удивительно ли, что при наличии и большой распространенности и влиятельности гносеологического идеализма - учения о примате субъекта над объектом, о мире как "нашем представлении", - ни один сколько-нибудь значительный и серьезный мыслитель не осмеливался утверждать солипсизм - учение, отрицающее реальность "чужого сознания", реальность "ты" и "мы", хотя, с чисто логической точки зрения последовательный субъективный идеализм, собственно, должен был бы быть солипсизмом. Беркли, для которого понятие "быть" равнозначно понятию "быть воспринимаемым" ("esse-percipi") и которому мысль, что, напр., хлеб, которым мы питаемся, есть нечто большее и иное, чем простой "комплекс идей", кажется только метафизическим туманом, заволакивающим простое и самоочевидное соотношение, - этот же Беркли без колебаний, как что-то самоочевидное признает существование множества "духов" или "душ". Кант, названный "всеразрушающим" ("der Alleszermalmende") - точнее было бы назвать его "всепроверяющим", - точно так же, сведя всю предметную реальность к некой картине, создаваемой субъектом на основании присущих ему "форм сознания", даже и не ставит вопроса об основаниях нашей веры в реальное бытие "чужих сознаний", а просто молчаливо разделяет эту веру и бессознательно кладет ее в основу своей теории знания (ибо "общеобязательность" как критерий истины означает обязательность для всех, т.е. предполагает наличие многих сознаний). Очевидно, гораздо легче представить себе "субъекта" - меня - без "объекта", без реального бытия всего мира, чем "меня" без соотносительного мне "ты". К тому же выводу приводит и психогенетический и психологический опыт. Как известно, для мировосприятия ребенка и первобытного человека характерно, что они сознают себя всегда и повсеместно окруженными потенциями "ты-образного" характера, что для них весь мир исполнен "духов", одушевленных сил, к которым они стоят в отношении "я-ты"; и Бергсон в своих "Deux sources de la morale et de la religion"lxxxvi мастерски показал (в противоположность Леви-Брюлю), что все мы - несмотря на нашу "просвещенность" - в нашей инстинктивно-непосредственной жизненной установке остаемся "детьми" и "первобытными людьми", т.е. что здесь дело идет не об онтогенетической или филогенетической ступени духовного развития человека, а о постоянной, основоположной тенденции человеческого духа. Рационально-предметное сознание, заменяющее царство духов, в котором мы соучаствуем, миром вещей, в котором мы трезво и хладнокровно "ориентируемся", - другими словами, превращающее все "ты" в "оно", - только наслаивается на эту основоположную жизненную установку и заслоняет ее, но отнюдь не вытесняет и не уничтожает. А на высочайшей ступени духовного развития - как, напр., в религиозной, жизни такого гения, как Франциск Ассизский - не только волки, птицы и рыбы, но даже солнце, ветер, даже смерть и собственное тело становятся "братьями" и "сестрами", переживаются как некие "ты". Конечно, "просвещенное сознание" имеет на это готовое возражение, что все это есть лишь чисто психологическое явление, иллюзия, в которую склонен впадать человек. Само собой разумеется, что нельзя объективно обосновать какого-либо понимания ссылкой на его психологическую распространенность или даже естественность и неизбежность. И в данном случае надо с самого начала признать, что человек может заблуждаться и в отношении того, что ему представляется как откровение "ты", - может принять мнимое откровение "ты" за подлинное, - переживания "ты-образного" характера за подлинную реальность "ты". Но, прежде всего, для непредвзятой установки возникает вопрос, не склонно ли "трезвое" сознание, направленное на предметное восприятие действительности, впадать в обратное заблуждение, т.е. слепо проходить мимо подлинного откровения "ты" - отрицать "ты" и там, где оно фактически существует и открывает себя, т.е. принимать подлинное откровение "ты" за лишь мнимое. В некоторых случаях, напр., в господствующем отношении "цивилизованного" человека к животным - иногда даже к чуждым ему людям "низшей расы", - наличность такого заблуждения очевидна. Нельзя заранее отрицать возможности, что ребенок, первобытный человек, поэт в их, как обычно говорят, "одушевлении" мира глубже проникают в подлинное, глубинное, скрытое существо реальности, чем наше трезвое прозаическое и научное сознание. С более общей, чисто философской точки зрения эта возможность превращается в достоверность, поскольку мы учтем уясненное нами выше общее положение, что позади всей предметной, т. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|