Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Как бы
непонятна или непосижима ни была для нас эта связь, - само наличие ее, то,
что она вообще есть, имманентно дано углубленному трансцендентальному
мышлению в самом констатировании непонятности, неубедительности,
несамоочевидности реальности "мира" как такового. Раз мир в самом себе не
несет последней "правды" своего бытия и раз правда как атаковал без
противоречия не может быть отрицаема в отношении никакой реальности, то это
и значит, что бытие мира определено сверхмирной правдой - самой Правдой как
таковой.
Но из этого уже следует, что связь эта безусловно трансрациональна, т.е.
есть связь двух сущностно-противоположных, логически не согласимых между
собой реальностей; мир имеет свое основание в реальности иного порядка, чем
он сам; мир как бытие безличное, фактическое, лишенное в себе самом
внутренней правды, происходит из того, что само есть сущая или, точнее,
сверхбытийственная Правда.
Эта противоположность между миром и его истинной первоосновой или
первооснованием, эта трансрациональность отношения между ними, или
господствующий в нем антиномистический монодуализм, есть основание, почему
все философские теории "эманации" здесь не могут удовлетворить, и подлинное,
улавливающее всю глубину непостижимости философское сознание должно
усмотреть трансрациональную правду, содержащуюся в религиозной идее
"сотворения" мира. Всякое воззрение, представляющее мир неким сущностно
неизмененным "истечением" из Бога или самораскрытием самого Бога,
предполагает сущностное тождество между Богом и миром; при этом либо Бог
"обмирщается", либо мир "обожествляется"; в обоих случаях стирается
сущностное различие или противоположность между тем и другим, т.е. то, в чем
и состоит вся проблематика отношения; трансрациональное неправомерно
рационализируется. Связь между Богом и миром не есть ни причинно-временная
связь, ни связь вневременно-логическая (как между обычным "основанием" и
"следствием"). Она есть нечто сущностно-иное, существо чего стоит под знаком
трансрациональности, непостижимости и что может быть достигнуто только по
способу ведающего неведения. В этом заключается философски верный и
бесспорный момент идеи "сотворения" мира Богом; в этом смысле то
таинственное, что скрыто под этой идеей, открывается в своей очевидности уже
на основании общего и вечного откровения.
Само собой разумеется, однако, что традиционное учение о "сотворении
мира" в его популярной форме мы - на основе общего откровения, из которого
мы исходим, - не можем брать в его буквальном смысле, именно как отчет о
некой хотя и чудесной, по причинной связи между Богом и "возникновением"
мира. Что мир и все вещи и существа в нем "возникли" "из ничего" по
повелению - по повелительному слову - Бога, - это в такой форме немыслимо
уже по двум основаниям: во-первых, потому что "ничто", "из которого" при
этом должен был возникнуть мир, т.е. "ничто" как некое абсолютное состояние
или реальность, есть просто слово, ничего не обозначающее (как нам уже
приходилось это отметить); и во-вторых, потому что "возникновение", здесь
подразумеваемое, уже предполагает время, тогда как само время может о
мысленно мыслиться лишь как момент или измерение мирового бытия. Вопрос о
правильном богословском истолковании рассказа Библии о сотворении мира нас
здесь не касается. Мы остаемся при том смысле идеи "сотворения", до которого
мы выше дошли. В этой идее совмещается сознание внутренней имманентной
безосновности самого мира как такового с сознанием трансрациональности
отношения, в силу которого он имеет подлинную основу своего бытия в Боге
(т.е. с сознанием принципиального отличия этого отношения как от причинной,
так и от логической связи). Непостижимость состоит здесь в том, что Бог, в
качестве первоосновы или первооснования, в качестве единства бытия и
ценности, есть живая, целостная правда, так что "творение" им мира,
вызывание мира к бытию совпадает с обоснованием, дарованием ценности,
осмыслением. Если говорить о "слове" Бога, которым сотворен мир, то это не
есть отдельное, раздавшееся в определенный момент (какой момент и момент
Какого времени?) слово приказа, повеления, а есть вечное "Слово" Божие, -
слово как Логос или Смысл, - вечно Им "произносимое" и силою которого вечно
есть и обоснован мир. Мир во всем его существе и бытии, с одной стороны, сам
в себе безосновен и, с другой стороны, имеет свою реальную основу и свое
идеальное основание в Боге - это, и ничто иное, означает "сотворенность",
"тварность" мира. Мир не "был сотворен" Богом и даже не "творится" им
д

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192