Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Мы
исходим сперва из абсолютности Бога; тогда я перед лицом его есмь именно
ничто. Но что это означает? "Ничто" в абсолютном смысле - т.е. не
употребляемое в составе какого-либо отношения - есть вообще бессмыслица,
нечто, чего, как говорит древний Парменид, "нельзя ни помыслить, ни
выразить"cxxxii. "Ничто" получает смысл лишь в составе отношения к
чему-либо, как член отношения. Но это значит не что иное, как то, что смысл
понятия "ничто" вообще впервые осуществляется лишь в трансцендентальном
мышлении. В применении к нашей проблеме это означает: я не есмь "чистое
ничто" (повторяем, неосуществимое по своей бессмысленности понятие), - я
есмь именно "ничто-перед-лицом-Бога", "ничто" в составе двуединства "я-Бог".
Но никакое рациональное истолкование этого последнего понятия не может нас
здесь удовлетворить. Если я должен при этом мыслить себя чем-то вроде
пустого сосуда или абсолютно бессодержательного нечто, причем все содержание
моей жизни вливается в меня Богом, то этим о моей реальности утверждалось бы
одновременно и слишком много, и слишком мало: слишком много, потому что мое
бытие как таковое, как "некая форма" или "носитель", было бы абсолютно
автономно, "из себя", перед лицом Бога; и слишком мало, потому что все
конкретное содержание и существо моего бытия - значит, и сама моя воля -
были бы лишь извне вложены или влиты в меня, совсем не были бы моими и из
меня (заблуждение, в которое впала, как известно, религиозно ревностная и
правдивая, но философски беспомощная и односторонняя мысль Лютера и
Кальвина). И, с другой стороны, это не должно означать, что я обязан Богу
только одним моим бытием, содержание же моей жизни с абсолютной
независимостью творчески черпаю или создание из самого себя, ибо при этом
Бог в отношении этого содержания перестал бы уже быть всемогущим
руководителем и направителем всей моей конкретной жизни. Единственно
возможное здесь истолкование есть истолкование трансцендентальное и, тем
самым, трансрациональное. Связь должна мыслиться не как какое-либо внешнее
отношение, а как трансцендентальное - сущностно монодуалистическое -
единство, А это значит: само мое "есмь" - как в смысле автономного бытия,
так и в смысле конкретного содержания, рождающегося из этого автономного
бытия, из моей "свободы", - само это "я есмь" есть только перед лицом Бога -
не только происходит из него, но и есть всегда через него. В каждое
мгновение моего бытия, в каждом содержании и событии моей жизни я некоторым
образом творим Богом, получаю от него мою реальность; и именно в этом смысле
я есмь "ничто", которое, однако, он наполняет реальностью; точнее, я обладаю
самим "я есмь" во всей его бытийственной автономности, во, всей полноте его
содержания лишь как даром Божиим, а не как чем-то изначально независимым от
него. Поскольку Бог есть абсолютная первооснова и всеобъемлющее всеединство,
я есмь ничто; а поскольку он есть творящая и определяющая меня моя
первооснова, я есмь; и именно потому я есмь сущее ничто. Дело идет здесь не
о двуединстве в обычном смысле, как о простой соотносительности, - и даже не
о металогическом единстве в обычной форме, как она открылась нам в гл. II, в
качестве первоосновы всякой связи между содержаниями понятий. Дело идет об
антиномистическом двуединстве, и притом в форме, имеющей силу в отношении
между абсолютным и всем остальным.
Если мы попытаемся выразить то же соотношение со стороны действующей
здесь двойственности, то мы можем сказать, что я бесспорно в отношении Бога
есмь некто иной, не сам Бог и не часть Бога; но само это "бытие-как-не-Бог",
это бытие как "иной-чем-Бог" не только проистекает из Бога, но и пребывает в
нем и имеет свое существо из него. Не кто иной, как сам Бог, не только
"творит" меня как нечто иное, чем он сам, но и обосновывает это своеобразие
моего существа. Хотя я и есмь "иной", чем Бог, существую рядом с ним как
автономное по своему бытию существо, но сама эта инаковость, само это
"бытие-рядом-с-ним" есть лишь из Бога и в Боге. И обратно: эта моя всецелая
подчиненность Богу, определенность им, бытие в нем и из него ни в малейшей
мере не умаляет, а, напротив, обосновывает саму автономность моего бытия,
как и саму мою свободу, изначальность творчества моей жизни. Бог творит,
имеет, объемлет меня в себе не как несамостоятельную, в себе самой ничтожную
пассивную частицу себя самого, а именно как полновесное, полноценное "я
есмь", со всей - правда, в более глубоком смысле все же производной -
изначальностью, автономностью моего бытия и самообнаружения. Я есмь подлинно
автономное, изначальное, свободное, творческое существо - иначе: я есмь
существо, которое по праву говорит о себе "я есмь" и "я свободно действую из
себя", - именно потому, что я не только есмь "образ и подобие Божие", но и
инстанция бытия, целиком сущая в нем и через него.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192