Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Только в своей грубой и беспомощной
форме скептицизм сводится к утверждению, что бытие - которое при этом мыслится определенным в себе и потому в принципе допускающим исчерпывающее постижение его в понятиях - как бы заслонено от нас густым, непроницаемым покрывалом, которое нам фактически не удается поднять или отодвинуть, и потому навеки скрыто от нас. Это грубое утверждение опровергается, как давно известно, простым указанием на его внутреннюю противоречивость. Дело в том, что, поскольку оно выступает как осмысленная теория, с притязанием быть подлинной истиной, оно само уже есть метафизическое знание, проникновение "в глубь вещей". Скептик должен был сам уже ощупать покрывало и даже заглянуть за него, чтобы с достоверностью убедиться и в его непроницаемости, и в наличии скрытого за ним бытия. Но дело в том, что в действительности именно это и имеет в виду скептик, хотя по большей части он не сознает этого отчетливо и потому плохо выражает свою мысль. Скептик есть человек, ведающий некую тайну, которая ускользает от метафизика с его высокомерным замыслом все постичь и познать в понятиях. Но что именно знает, во что "посвящен" скептик? Почему он так хитро улыбается в сознании своего превосходства, как человек, который в опыте набрел на что-то, воочию увидал что-то, о чем другие могут только строить неудовлетворительные теории и гипотезы? Он постиг именно непостижимость, имманентно присущую самому бытию как таковому, он в опыте ее уловил и потому видит то, что "догматик" не хочет и не может увидать: трансрациональность, неизъяснимость, несказанность, образующую само существо реальности. И он с достоверностью знает, что перед лицом этой трансрациональности бытия все человеческие суждения и теории остаются безусловно неадекватными. Все эти суждения и теории затрагивают только поверхность бытия - его "покрывало", - а не саму реальность, скрытую за ним. Сама эта реальность, правда, тоже с очевидностью дана и уловима для нас (это последнее обстоятельство скептик именно обычно и забывает упомянуть в своей "теории"), - но она дана и уловима именно как непостижимое по существу. Ведающее, умудренное неведение, которое проповедует скептик, само есть более глубокое ведение. 4. Реальность Но непостижимое в себе в качестве безусловного бытия обладает еще одним признаком или может быть прослежено в своем конкретном составе еще дальше. Поскольку оно не только не совпадает с постижимым в понятиях, но - как было указано - и выходит за пределы всякого предметно-мыслимого бытия, оно не может совпадать и ни с каким "созерцаемым" бытием. Ибо созерцаемое предполагает вне себя само созерцание и созерцающего; оно является нам все же как-то аналогично предметному бытию, как нечто, что "стоит" как-то "перед" нами и к чему мы как бы подходим извне, чтобы уловить его нашим познавательным взором. Подлинно безусловное бытие должно, напротив, мыслиться как подлинно всеобъемлющее единство и основа всего остального вообще; поэтому вне его не может оставаться решительно ничего. Мы усмотрели только что основной недостаток всяческого идеализма в том, что он не улавливает, что само "мышление" или "сознание" есть тоже нечто сущее, т.е. принадлежит к составу безусловного бытия. Но если это так, если "мышление", "знание", "сознание" тоже принадлежат к бытию, то это суждение может быть обращено, и мы обязаны подчеркнуть, что мы лишь постольку улавливаем подлинно безусловное бытие, поскольку мы учитываем в нем и этот элемент "мышления", "знания" или "сознания". Уже выше, при анализе идеального бытия, мы как бы непроизвольно натолкнулись на точку, где мы не могли удовлетвориться одним "мыслимым", в смысле объективного, и где мы, напротив, в самом "мыслимом" с очевидностью заметили следы чего-то иного - именно самой "мысли" - правда, не как человеческого душевного процесса, а как универсальной "потенции мысли". Совсем не случайно слово "идея" имеет двойной смысл того, что "мыслится", "находится в мысли", и той в себе пребывающей "сущности", которая лишь улавливается в мысли или открывается мысли. Непрекращающийся в течение веков спор между логическим "реализмом" и "номинализмом" (или "концептуализмом") (подлинно осведомленный в истории философии знает, что этот спор, начавшийся со времени Сократа и Платона, продолжает и доселе волновать умы), - спор, "существует" ли "идея" только в "сознании", в "мышлении" или она должна быть признана за "реальность" и вне мышления, - этот спор имеет своим источником то обстоятельство, что "идея" одновременно предполагает и то, и другое - что она есть реальность, как бы стоящая на пороге между "бытием в мышлении" и "бытием в себе". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|