Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но откровение как таковое есть не
откровение какого-либо частного содержания, а откровение самой реальности
как таковой. К тому же здесь речь идет об откровении первоосновы или
первооснования самой реальности, т.е. того, что, как указано, само совпадает
с очевидностью, и притом с абсолютной очевидностью. Ставить здесь вопрос,
существует ли "действительно" то, что мы здесь мыслим, или не есть ли оно
просто иллюзия, не имеет вообще никакого смысла; во-первых, потому, что
здесь вообще нет различия между "идеей", "мыслью" - тем, что "имеется в
виду", - и самой трансцендентной реальностью "предмета" мысли, а напротив,
опыт откровения и означает реальное присутствие самой открывающейся
реальности, - и, во-вторых, потому, что как-либо проверять самоочевидное
или, точнее, сам свет самоочевидности по существу нелепо. То, что мы раньше
усмотрели в отношении безусловного бытия, a potiori имеет силу в отношении
Божества как первоисточника и первооснования всякого бытия; в качестве
условия, впервые делающего возможными и осмысленными все вопросы вообще,
саму установку вопрошания, оно само безусловно безвопросно, исключая в
отношений себя саму установку вопрошания, которая здесь оказывается
бессмысленной, внутренне противоречивой. Поэтому если здесь возникает вопрос
и сомнение, то это свидетельствует лишь о - психологически вполне
естественном - соскальзывании с позиции обладания полным самоочевидным
смыслом откровения к привычной нашей установке, обусловленной нашей духовной
замкнутостью и слепотой.
Этим, в сущности, исчерпан и второй вопрос касательно "доказательства
бытия Бога" - именно то, что пытаются вообще его "доказать". Если понимать
под доказательством такой ход мыслей, в котором нечто усматривается
посредством убедительного умозаключения, то всякое доказательство "бытия" -
или, скажем более точно: "очевидности" - Божества одновременно и излишне, и
невозможно. Оно излишне, потому что очевидность Божества - несмотря на то,
что она всегда грозит ускользнуть от нас, - в своей непосредственности в
живом опыте гораздо убедительнее и явственнее, чем могло бы быть какое-либо
доказательство. Убедительная сила доказательства основана на логической
необходимости связи мыслей. Логическая необходимость, как бы убедительна она
ни была, все же не есть последняя, глубочайшая, насквозь "прозрачная"
необходимость. Она относится к области чисто "познавательного света", она
покоится на принципе "достаточного основания" как чисто теоретического
основания и открывает нам только теоретическую истину - в конечном счете
принудительную для нас связь вещей. Притязание нашего духа на живую истину,
на правду, как то, что безусловно значимо в смысле внутренней правомерности,
остается при этом неудовлетворенным. Необходимость же, присущая очевидности
Божества, есть необходимость абсолютная, убеждающая из себя самой,
объемлющая последнюю глубину нашей жизни, - внутренняя убедительность самой
живой целостной правды.
Но доказательство здесь и невозможно. О дедуктивном умозаключении - т.е.
умозаключении от основания к следствию - здесь очевидно не может быть и
речи, ибо искомое есть само первооснование всего остального. Индуктивное же
умозаключение - от следствия к основанию - т.е. здесь, напр., от бытия и
устройства мира к бытию Божества, здесь тоже невозможно, и притом по двум
основаниям. Во-первых, в силу абсолютной инаковости Божества по сравнению с
миром (о чем подробнее ниже), - что явственнее всего обнаруживается в
несовершенстве и дисгармоничности мира. Ничуть не умаляя значения признаков
гармонии, согласованности, разумного устройства, встречаемых в составе мира,
нужно все же сказать: даже если бы во всем мировом порядке нашлось только
одно-единственное и малейшее явление зла, неразумности, неоправданного
страдания, - все умозаключение уже теряло бы свою убедительную силу.
Во-вторых, потому, что искание "основания" - здесь, очевидно, теоретического
или реального основания - для совокупного бытия в целом, как уже было
указано, внутренне противоречиво, так как "основание" в этом смысле есть
именно не что иное, как укорененность частного явления в целом бытия.
Теоретически - т.е. чисто онтологически - объяснение находит свое последнее
завершение в сведении всего проблематического к составу бытия как целого;
поэтому при чисто теоретической установке ничто не препятствует признанию
мирового бытия (точнее - безусловного всеобъемлющего бытия) последней
реальностью, покоящейся на самой себе; напротив, здесь такое признание есть
единственная возможная предпосылка. К этому присоединяется еще то, что
всякая попытка доказать через умозаключение бытие Божие искажает саму идею
Божества.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192