Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
А именно
оно является в нем как "внутреннее" бытие, которое, в противоположность внешнему, пространственно-физическому миру (а для имеющего философскую выучку - и в противоположность всякому "идеальному бытию"), обозначается как бытие "душевное" или "психическое". В таком своем качестве или роде бытия оно, конечно, хорошо известно не только "философствующему" сознанию, но и всякому человеку. Такие реальности, как хорошее или плохое настроение, чувства и желания всякого рода, мечты и сны, явственно отличаются от всякого рода "внешнего" бытия. В противоположность последнему, "психическое" бытие представляется "внутренним", потому что оно противостоит всему "внешнему", т.е. пространственному бытию и потому что оно как будто находится где-то "внутри" человека - очевидно "внутри" человеческого тела (причем обычно не замечают, что эти два определения - непространственность и локализованность внутри человеческого тела - в сущности, явно противоречат друг другу). Этим определением "душевного" бытия как "внутреннего" оно отнюдь не изъемлется из состава предметного мира; напротив, оно помещается в составе последнего. В нем оно тогда оказывается небольшой, относительно незначительной и подчиненной его частью. Наивное сознание поскольку оно вообще начинает философствовать, настроено всегда более или менее материалистически или натуралистически (в самом общем смысле этих понятий). Видимый и осязаемый, т.е. материальный, мир представляется ему всегда чем-то наиболее первичным и существенным - чем-то массивным, фундаментальным, что есть основа и общий фонд для всего остального вообще. "Психическое" бытие предполагает с этой точки зрения в качестве своей основы всю неорганическую и органическую природу, проявляется лишь в жизни животных и, в особенности, в жизни человеческого тела, и притом в виде какого-то "придатка" или - как звучит научный термин - "эпифеномена" последнего. Полная, всесторонняя обусловленность "психического" бытия бытием физическим и физиологическим бросается в глаза. Удар по голове, достаточно сильный, чтобы вызвать трещину черепа, или прием внутрь тела одной капли цианистого калия может уничтожить самую богатую душевую жизнь. Просто отлив крови от мозга приводит к обмороку, т.е. к перерыву душевной жизни. Физические состояния и процессы всякого рода оказывают могущественное воздействие на нашу душевную жизнь. Нет, по-видимому, ничего более бессильного, ничтожного, хрупкого, чем наша душевная жизнь. В составе физического бытия она представляется чем-то вроде тлеющей искорки, которая при известных условиях возгорается, колышется от всякого дуновения ветерка, чтобы в конце концов вскоре погаснуть, - какой-то ничтожной, подчиненной деталью, каким-то слабосильным и хрупким растением, вырастающим на почве физической природы. Но и для многих философов предметное бытие - хотя и в расширенном составе - часто остается общим и всеобъемлющим фоном всего сущего вообще. Ибо - как мы уже знаем - все мыслимое тем самым есть предмет или предметное содержание; но что же еще, казалось бы, могло быть нам доступно, что стояло бы вне этой формы "мыслимости"? С этой точки зрения - весьма распространенной и в философских кругах, и даже среди мыслителей, прошедших через школу Кантова критицизма, - "философия" есть не что иное, как исследование самых общих качеств и связей предметного бытия, ибо "бытие" и "предметное бытие" именно и совпадают между собой; и с этой точки зрения "внутреннее" или "душевное" бытие представляется - хотя бы и в несколько более утонченной и усложненной форме - все же в конечном итоге частью предметного бытия и излучается именно в этой форме своего проявления. При этом часто совсем не догадываются, что как философия вообще, так и, тем самым, познание подлинного существа так наз. "душевного бытия" именно как непосредственного самобытия впервые начинается лишь там, где мы уже вышли за пределы всего предметного. По сравнению с такой философской установкой оказывается уже богаче и адекватнее даже обычное, нерефлектированное самосознание. Если обыденное сознание при первой попытке философской рефлексии почти неизбежно подпадает под власть натуралистической схемы, то человек в своем непосредственном самосознании - вне всякой философской рефлексии - обладает все же чувством или опытом непосредственно переживаемого, "внутреннего" бытия как чего-то, принадлежащего к какой-то совсем иной области, чем вся совокупная "объективная", предметная действительность. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|