Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Таково конкретное содержание общего откровения, и оно должно
браться как оно есть, без всякого перетолкования.
Поэтому здесь было бы ошибочно искать какого-либо интеллектуального
компромисса в форме внутренне единого, непротиворечивого понятия. Было бы
неправильно понимать вышесказанное так, будто Бог есть что-то вроде
индифферентной, нейтральной смеси или середины между личностью и сверхличной
абсолютностью. Напротив, согласно действующему и здесь принципу
антиномистического монодуализма. Бог есть простое трансрациональное единство
противоположных и противоборствующих определений, которые при этом
сохраняются в нем во всей их остроте. Истинный и необходимый синтез и здесь
есть не синтез рациональный, доступный "чистому разуму"; он достижим лишь в
форме рационально не выразимого витания над противоположностями, которое,
как в своем месте (гл. IV, 3) было разъяснено, принципиально отличается от
беспомощного колебания между двумя противоречащими друг другу понятиями.
Этому трансрациональному витанию соответствует с психологической стороны - в
конкретном опыте благочестия - мистическое чувство благоговения, в котором и
сохранена, и преодолена противоположность между любовью и страхом, доверием
и трепетом.
4. Абсолютность Бога и я, как реальность
Но этим еще не исчерпана проблематика, заключающаяся в трансрациональном
единстве между Богом как "ты" и "Божеством". Как уже выше намечено, она
имеет и другую сторону, состоящую в вопросе; как согласимо Божье "ты" с
абсолютностью Бога в том отношении, что Бог остается в отношении меня
подлинным "ты", т.е. соотносительной мне инстанцией реальности, которая
оставляет простор для моего свободного, независимого от нее существования?
Дело в том, что если "ты" в разъясненном выше (гл. VI, 2) смысле есть
условие актуализованного бытия самого "я", то очевидно все же, что оно со
своей стороны предполагает "я" как соотносительную себе инстанцию; всякое
"ты" есть именно "ты" в отношении меня, в связи с тем моим собственным
бытием, для которого оно есть "ты". Вопрос наш означает, следовательно: как
может Бог в своей абсолютности вместе с тем мыслиться членом соотношения,
именно реальностью, которая вне себя предполагает меня?
"Ты", которое мне здесь противостоит и которое, следовательно, как всякое
"ты", есть в отношении меня, для меня, - с другой стороны, в качестве
абсолютного первоначала и всеединства, таково, что оно некоторым образом
объемлет и включает в себя и меня самого. Будучи "ты", оно есть вместе с тем
источник, условие бытия и место бытия самого "я". Мы имеем здесь дело не
только с обычным единством раздельности и взаимопроникновения, как оно
образует существо обычного, типичного отношения "я-ты" (ср. гл. VI, 4). Дело
идет здесь о единстве раздельности с творящим созиданием одного другим, с
совершенной пронизанностью и охваченностью "творимого" "творящим". Перед
нами со всей остротой стоит вопрос: есмь ли я отдельное от Бога, автономное
в моем бытии существо или нет? Бог и я - что это: два существа или одно?
Если мы - одно, то, по-видимому, не может быть вообще никакого отношения
между мною и им; тогда здесь остаются только две возможности. Либо я сам -
во всей моей беспочвенности, безосновности и зыбкости - есмь Бог -
утверждение бессмысленное и чудовищное (что не мешало ему неоднократно
возникать в человеческом сознании), противоречащее основоположному
сущностному смыслу не только всякого религиозного опыта (ибо при этом
исчезал бы всякий смысл идеи Бога), но и здравому онтологическому
самосознанию человека. Либо же меня вообще нет и нет ничего, кроме Бога. Эта
мысль тоже противоестественна, как-то вымученна, но она все же в каком-то
отношении ближе к правде, и "пантеизм", напр., Спинозы есть, как совершенно
справедливо указал Гегель, все же нечто совершенно иное, чем атеизмcxxx. Но
и это противоречит очевидному составу религиозного опыта: вместе со мной
исчезает и Бог - именно как "Бог-со-мной", и остается в лучшем случае
всепоглощающее и потому ничего, собственно, не определяющее, не
обосновывающее "Божество": "Брахман" совпадает с "нирваной". Поэтому
религиозная установка должна всегда настаивать на предстоящей здесь
двойственности. Но трудность здесь заключается в том, что двоица, мыслимая
рационально, т.е. логически-математически, предполагает независимое друг от
друга бытие именно двоих, т.е. некоторую их "равноценность", хотя бы лишь в
общем логически-онтологическом смысле; а этого опять-таки здесь необходимо
избегнуть.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192