Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Для него это есть именно не более, как
постулат - рабочая гипотеза, точнее, вспомогательная фикция, полезная для
научной работы. Для сознания, направленного на реальность в ее целокупности,
остается все же в силе положение, что исчерпывающее объяснение любого
конкретного явления "определенными" основаниями остается невозможным, - и
притом не только потому, что оно неосуществимо вследствие фактической
ограниченности нашего познания или - что то же - вследствие бесконечности
числа условий, подлежащих здесь учету, но и потому, что все конкретно-сущее
возникает из лона неопределенной в себе и именно поэтому рационально
неопределимой потенциальности бытия. Наука имеет право и обязанность
"работать" так, как если бы все было рационально определимо; в этом и
заключается ее творческий пафос, и ей не нужно - и даже вредно - ставить и
обсуждать вопрос, так ли это на самом деле. Но раз этот вопрос поставлен, то
обоснованный, адекватный существу дела ответ на него может быть только
отрицательным.
Но если даже оставить в стороне то существенное обстоятельство, что наука
есть нечто иное, чем философия, - что она, руководясь постулатом всеобщей
определимости явлений, совсем не ставит вопроса о правомерности по существу
этого постулата и потому в качестве науки просто остается в стороне от
всякого конфликта по решению этого вопроса, - если даже допустить, что имеет
место конфликт между научной установкой, постулирующей исчерпывающую
постижимость мира, и установкой философской, усматривающей в трансфинитности
и потенциальности источник непостижимости бытия во всей его глубине и
полноте, - то надо еще учесть следующее. Конфликт этот на практике
разрешается просто тем, что наука имеет своим предметом, в конечном счете,
всегда бытие в уже готовом виде наличествующее, актуализированное. Короче:
наука имеет дело всегда с прошлым, с бытием уже прошедшим. Ведь и
предстоящее в опыте настоящее в этом смысле уже принадлежит прошлому; уже в
процессе восприятия, апперцепции, миг настоящего прошел, удалился в прошлое,
есть то, что было (хотя бы "только что"). "Сова Минервы" не только "вылетает
в вечерние сумерки", - как тонко выразился Гегельxliv (критикуя тем замысел,
чтобы познавательная мысль сама формировала реальность), - но она и видит
лишь уже прошедшее - содержания истекшего дня, как они неподвижно и застывши
покоятся в сумеречном свете вечера, подобные неподвижным, бесплотным
призракам. "Ewig still ruht die Vergangenheit", - говорит поэтxlv; прошедшее
и есть ведь не что иное, как то, что уже прошло и потому больше не движется,
- бытие, застывшее в неизменимой более определенности и потому предстоящее
нам как нечто сполна, без остатка законченное. Как уже сказано, даже когда
наука изучает процессы, она анализирует не то, что совершается, делается, а
то, что уже совершилось и что поэтому уже лишено момента динамизма, а
предстоит как готовая, неподвижная картина. Напротив, само по себе все
конкретно-сущее не есть законченное, в завершенной определенности
предстоящее "нечто", а содержит в себе возможность стать чем-то, что в
данный момент остается еще логически не определенным, не определенным в
понятии. Оно содержит в себе потенциальность, имеет некое ядро, которое само
в себе есть нечто неопределенное, и что оно содержит или имеет, то оно и
есть. Это не препятствует возможности предвидения будущего, на которой
основывается, как известно, все практическое значение научного (или даже
обыденного) знания. Но это предвидение касается только статического и именно
потому рационально определимого составного момента бытия, который во времени
выражается в повторяемости определенных сторон явлений; и в этом и состоит
истолкование будущего в свете прошедшего. Напротив, во всей своей конкретной
полноте и форме будущее - именно в качестве будущего, т.е. доколе оно еще не
осуществилось, - не только не определимо, но и само в себе неопределенно,
именно потому, что оно есть то, чему еще предстоит осуществиться и тем самым
определиться; взятое в перспективе сверх-временности, оно есть сама
потенциальность, которая по самому своему существу есть нечто
неопределенное.
Но это означает, что потенциальность совпадает со свободой в самом общем
смысле этого слова. Понятие "свободы", разумеется, может употребляться в
самым различных смыслах; некоторые из них нам еще предстоит рассмотреть
ниже, в дальнейшей связи. Здесь для нас речь идет о свободе в самом общем ее
смысле, в котором она есть признак всего конкретно-реального, поскольку оно
содержит в себе момент динамичности. Динамизм - момент "делания",
"совершения" или "становления" - и состоит ведь, как мы видели, именно в
том, что все возникающее не может рассматриваться как простое продолжение
уже существующего, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192