Библиотека >> Непостижимое.
Скачать 333.59 Кбайт Непостижимое.
Но можно ли действительно воспринять подлинно всеобъемлющее конкретное целое как определенное целое? Или, что то же самое, можно ли считать принцип тождества началом, реально отделимым от других принципов определенности (связанных с моментом отрицания и выражающих его), и мыслить независимо от них? Мы должны здесь опять сослаться на то, что выяснено в "Предмете знания". Все тождественное есть строго замкнутое единство, оно дано как бы сразу, как "именно такое"; оно, правда, может заключать в себе многообразие, но охватывает его твердыми границами, как бы железными скобками, так что становится тем самым строгим единством, числовой единицей. Но "единица" совершенно немыслима без отношения к чему-то иному за ее пределами, ко "второму", к другой единице. Таким образом, общая форма "вневременности" или тождества хотя и может быть отвлеченно отличима от "выделения", "различения" как особый момент, но настолько неотрывно-тесно связана с последним, что как бы неудержимо переливается в него, т.е. принимает характер определенности. Именно в этом лежит наиболее глубокое основание того, что интуиция конкретного всеединства как бы сама собою, в силу некой внутренней тенденции, превращается в систему понятий, почему она и может функционировать лишь как потенция, ведущая к отвлеченному знанию. Отсюда следует очень существенный вывод. Лишь частное содержание, лишь нечто качественно "особое" - которое именно потому есть нечто особое, что обособляется от всего "иного", - которое, другими словами, есть "такое" именно потому; что оно есть "такое, а не иное"; - может быть адекватно понято как нечто тождественное или, что то же - как нечто сполна определенное. Именно поэтому и все единично-конкретное - поскольку мы воспринимаем его как нечто совершенно самостоятельное, т.е. поскольку мы отвлекаемся от его связи со всем остальным, с конкретным всеединством, - необходимо представляется нам чем-то тождественным, т.е. в себе определенным. Но стоит лишь нам попытаться мыслить некое подлинно и абсолютно всеобъемлющее целое, которое уже действительно ничего не имеет вне себя, не стоит ни в каком отношении к чему-либо "иному", - как нам при внимательном отношении к тому, что мы здесь имеем в виду, не удастся мыслить его в форме тождественности. Или же, поскольку "мыслить" и означает иметь что-либо как сверхвременно-тождественное единство, как определенное, неизменное "нечто такое", - подлинное всеединство вообще не может "мыслиться" в обычном смысле этого слова, а должно быть нам дано и доступно в какой-то иной, именно металогической (в буквальном смысле этого слова) форме. Совершенно безнадежно пытаться уловить всеобъемлющее целое, металогическое единство, как нечто определенное; и если бы мы думали, что это для нас достижимо, то мы заблуждались бы. Ибо быть определенным значит, в конечном счете, всегда быть ограниченным. Металогическое единство не есть "нечто определенное", напротив, оно есть нечто безграничное, беспредельное, и в этом смысле неопределенное. Если мы внимательно фиксируем то, что мы здесь имеем в виду, то мы уже не в шутку, а совершенно серьезно можем сказать, что здесь дело идет "de omni re scibili et quibusdam aliis", о всем мыслимом и еще чем-то сверх того. Реальность в качестве металогического единства не только трансдефинитна - она сверх того и трансфинитна. Выражаясь математически: она больше всякой данной, т.е. определенной, величины, сколь бы большой или объемлющей мы ни мыслили эту величину. А это значит: не только в том смысле, в котором "постигать" значит "определять" и "обосновывать", но и в том смысле, в котором "постигать" значит вообще мысленно "улавливать" или "охватывать", иметь перед собой вневременную сущность, металогическое единство есть нечто непостижимое - и притом по существу непостижимое. Оно не может быть определено мыслью именно потому, что оно в себе неопределенно, - хотя - или скорее: именно потому, что оно есть источник, всех определенностей. Бытие как целое, как единство и всеобъемлющая основа, хотя и содержит, заключает в себе и все определенное - а тем самым и самое начало определенности, - но само не есть что-то определенное, потому что оно содержит и все иное, и выходит за пределы всего определенного. Начало определенности содержится в нем, подчинено ему, но оно само именно поэтому не подчинено началу определенности. Его сущность как трансфинитного состоит в том, что оно есть единство определенности и неопределенности, - ибо различие между тем и другим есть различие в пределах самого бытия (как и любое иное различие). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
| ||
|