Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Напротив,
сверхвременно, в живом единстве, объемлющем бытие и смысл, мир во всей
безграничности и неизмеримости его пребывания или длительности есть
"сотворенное", "тварное" бытие и существо. Во времени мир длится бесконечно,
ибо к самому существу времени принадлежит, что оно есть безграничная,
непрерывающаяся связь между моментами "прежде" и "после". И вместе с тем мир
все же имеет абсолютное "начало" - именно в том, что не есть он сам, а что
есть нечто "абсолютно иное". Это "начало" мира лежит в совершенно ином
измерении бытия, чем всякое временное "возникновение", - в измерении как бы
вертикальном, - т.е. перпендикулярном к горизонтальной линии бесконечного
потока времени. Весь состав и все бытие мира "опирается" на нечто "совсем
иное", "сверхмирное" и "проистекает" из него как из своего "начала". И в
этом смысле мир только безгранично и неизмеримо - в обоих направлениях
времени - длится во времени, но не вечен, ибо есть не из себя самого, не
есть causa sui. Если он имеет абсолютное "начало" в смысле абсолютного
основания, из которого он "берется", то он имеет и абсолютный конец - не во
времени, а вместе с временем; хотя все, что длится во времени, не может
"кончиться", перестать длиться (ибо время и дление есть именно одно и то
же), но само время может и даже должно "кончиться": мир имеет абсолютную
конечную цель, абсолютный предел, который, правда, не осуществится
"когда-либо", а осуществляется вне вся кого "когда"; "конец" мира так же
лежит вне всякого времени, как и его "начало". "Начало" и "конец" означают
здесь именно нечто совершенно иное, чем возникновение и исчезновение (ибо то
и другое мыслимо только как событие или процесс во времени). Здесь же дело
идет об абсолютной, живой, осмысляющей "обоснованности" времени, которая по
существу есть двухмерное единство "откуда" и "куда", "из чего" и "для чего",
"альфы" и "омеги".
И с другой стороны, эта живая, сверхвременная "обоснованность", как уже
упомянуто, не должна быть рационалистически отождествляема с вневременной,
т.е. чисто логической связью - так, чтобы мир, по слову Спинозы, так
"следовал" из Бога, "как из природы, треугольника равенство его углов двум
прямым углам"cxlii. Ибо прежде всего дело идет здесь не об
отвлеченно-вневременной, а о конкретно-сверхвременной связи, которая - с
точки зрения самого мира - включает в себя и время: мировое бытие есть
временной процесс, - к его существу принадлежит, что оно совершается во
времени. И если эта связь, таким образом, шире, более объемлюща, чем связь
логическая, то она, с другой стороны, и глубже: "обосновывать" значит здесь
даровать правомерность, обосновывать в измерении ценности. Только на этот,
логически непостижимый целостный лад мир "следует" из Бока, "есть" через
него или "творится" им - причем Бог ни в какай мере не есть "субстанция" или
"субстрата мира, а есть нечто "совсем иное", чем мир.
Есть, однако, еще другая, более существенная трудность или
недостаточность в идее "творения", на которую, мы теперь должны обратить
внимание. Если идея "творения" имеет в себе ту правду, что в ней отвергается
тождественность мира Богу и утверждается отношение инородности или
инаковости между ними, то мы должны, теперь, с другой, стороны, вспомнить
то, что выше, (гл. VIII, 7) было сказано о подлинной природе "инаковости"
Божества. Вспомним, что мы уяснили ее с помощью. "трансцендентального
мышления", проникающего в глубину самих категориальных отношений, и что эта
"инаковость" открылась нам на этом пути сама, как инаковость совершенно
иного, а не обычного рода. А именно, нам открылось, что инаковость в
трансрациональном смысле, будучи разделением, есть вместе с тем
положительное, связующее, "роднящее" отношение, само вытекающее из высшего
трансрационального единства и его выражающее. Бог, как абсолютное
первооснование или Первоначало, есть всеединство, вне которого вообще ничто
не мыслимо. Если мир по сравнению с Богом есть не, что "совсем иное", то
сама эта инаковость проистекает из Бога и обоснована в Боге. Поэтому, если
мы говорим, что мир есть нечто совсем иное, чем Бог, мы не должны при этом
забывать, что он есть именно "иное Бога". Если мы говорим в отношении бытия
мира, что мир обладает бытием, отличным от бытия Бога и в этом смысле
самостоятельным, - мы не должны забывать, что это разделение и обусловленная
им самостоятельность суть сами "сотворенно сущее", т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192