Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Это есть именно Платоново царство
"истинно сущего" (?(((( ?(), в отличие от, того, что "возникает и
разрушается" (((((?((((( k(? ?((((?(((((). Конечно, тут тотчас же возникает
трудная проблематика соотношения между этими "двумя мирами", - проблематика,
со времени Платона и до наших дней неустанно занимавшая и занимающая
философскую пытливость. Эта проблематика нас интересует здесь, однако, не
сама по себе, а лишь поскольку она имеет отношение к нашей основной теме,
как и вообще весь вопрос об "идеальном бытии" мы затрагиваем лишь для
полноты и ясности рассмотрения соотношения между рациональным и
трансрациональным, "по существу непостижимым" элементом бытия.
Дело в том, что по крайней мере эта реальность идеального мира может
представиться нам царством безусловно в себе определенного, покоящимся в
себе, предстоящим нам в законченной, завершенной форме. В таком случае вся
обнаруженная нами проблематика понятия действительности совершенно не
затрагивала бы указанного царства "идеальной реальности" и мы имели бы в его
лице некую замкнутую в себе систему предметного бытия, в которой все само в
себе рационально определенно и потому рационально определимо, - некую
твердую почву с ясными внешними очертаниями и отчетливо различимым
внутренним строением, мыслимую вне всякого отношения к темному "океану"
неопределенного и непостижимого. Примерно так представлялось дело Платону в
средний период его творчества, когда он вырабатывал впервые учение об
"идеях" в той его форме, которая позднее приобрела характер "классического"
платонизма (теперь нам известно, что в позднейших своих произведениях Платон
сам осознал сложную проблематику этой темы, которую он сначала упустил из
виду)lii.
Здесь мы снова должны сослаться на результаты исследования,
представленного нами в книге "Предмет знания". В двух отношениях это царство
"идей", или чистых "сущностей", представляется нам на первый взгляд
самодовлеющим, замкнутым в себе, внутренне безусловно определенным и потому
данным нашему мышлению как "предметное бытие". Во-первых, всякая отдельная
"идея", или "сущность", будучи тем в реальности, что соответствует
содержанию понятий, кажется чем-то замкнутым в себе, отделимым от всего
иного - чем-то, что свободно от всякого "переливания одного в другое",
которое мы усмотрели в конкретной реальности, а также от потока временного
изменения, и что поэтому как бы предметно предстоит нам как некая
пластическая, завершенная форма. И во-вторых, царство идей, взятое и как
целое, по-видимому, подобно вечно-неподвижной картине, которая по самому
своему существу - именно в качестве вневременного бытия - совершенно
свободна от обусловленной временем реальности с ее запутывающей нас
текучестью. Это "идеальное бытие" логически (и потому онтологически)
"предшествует" в качестве "образца" конкретной действительности, почему
Платон и изображает дело так, что мир был сотворен или устроен демиургом,
"взирающим" при этом на "идеи"liii. Существует ли царство идей "само по
себе", как у Платона, или "в божественном духе", как у Плотинаliv, - это для
нас предварительно несущественно; во всяком смысле оно в том смысле есть
"само по себе", т.е. предметно, что есть независимо от конкретного,
подчиненного времени мира, в котором оно "отображается" или "воплощается".
Нетрудно, однако, показать, что обе эти предпосылки, сколько бы верного
они в себе ни заключали (доля истины в них уяснится нам позднее, в совсем
иной связи), во всяком случае не исчерпывают существа идеального бытия и
потому не передают его адекватно и что при более глубоком анализе все это
соотношение должно нам представиться все же в существенно ином виде.
Что касается, прежде всего, первой предпосылки, то после сказанного в
предыдущей главе нет надобности особо повторять, что всякое отдельное
содержание A - и тем самым всякая отдельная "идея" - все же имеет свое
подлинное существо лишь в своей связи со всем остальным (как в единстве "A -
не-A", так и в единстве "АBCD..."). То, что там было сказано, касалось ведь
непосредственно именно содержаний понятий - и тем самым именно "идеального
бытия" - и лишь через его посредство имело значение для всего мыслимого
вообще. Поскольку "идея" мыслится как то, что тождественно содержанию
понятия, ее "самодовление", "законченность" или "замкнутость", правда, в
известном смысле абсолютно самоочевидны, но только потому, что это
утверждение есть тавтология - именно простое повторение смысла принципа
определенности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192