Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Откровение "ты"
Выше мы указали на то, что через трансцендирование вовне в
эмоционально-волевой интенции предметный мир превращается для нас в
эминентную, именно практически существующую "действительность" - будет ли то
полезная, приятная, привлекающая нас или вредная, опасная, избегаемая нами
действительность. В этом смысле действительность совпадает с "моим миром" -
с внешней реальностью моей жизни, или с реальностью, стоящей ко мне в неком
существенном для моей жизни отношении, - с реальностью, существенно
связанной со мной.
Можно было бы подумать, что этот момент "моего", "ко мне", "со мной" уже
предполагает понятие "я". Допущение это вполне естественно и даже как бы
самоочевидно с точки зрения отвлеченно-логического анализа; для
трансцендентального мышления, однако, проникающего в "атмосферу", из которой
впервые образуются категориальные связи, дело оказывается все же сложнее. Мы
избегали доселе употреблять слово "я" - называть непосредственное самобытие
тем именем, которое, казалось бы, более всего ему подходит. Мы делали это
совершенно умышленно, ибо в противоположность широко распространенному, как
бы самоочевидному воззрению непосредственное самобытие в своем внутреннем,
отрешенном существе, как мы доселе его изучали и описывали, отнюдь еще не
совпадает с "я" - со мной - в полном актуально-конкретном смысле этого
слова. Правда, мы должны были упомянуть форму бытия "я есмь" при
рассмотрении субъекта познания; но словоупотребление это было там лишь
предварительным; и мы видели, что "я" как субъект познания совсем не
совпадает с тем, что мы разумеем под конкретным "я"; для обозначения формы
бытия, данной в лице непосредственного самобытия, мы предпочли употреблять
глагольную форму "есмь", не выделяя в ней в качестве самостоятельного
подлежащего "я" как особую инстанцию реальности. Что такое собственно
означает "я" и как оно возникает из той лишь потенциальной реальности,
которую мы назвали "непосредственным самобытием", - об этом нам придется
впервые говорить именно теперь. Здесь же мы должны предварительно отметить,
что моменты "мой", "мне", "со мной" и т.п. в известном смысле более
первичны, чем "я". Психогенетически это может быть с полной очевидностью
установлено на духовном развитии ребенка и его словоупотреблении. "Мой",
"мне", "со мной" есть в некотором смысле "я" лишь в его потенциальном, еще
не осуществленном до конца состоянии. Это есть форма, в которой
непосредственное самобытие имеет себя в своем отношении к предметному бытию
и в этом своем отношении впервые начинает себя обнаруживать и
актуализировать. Но это есть именно лишь несовершенная, лишь полуготовая,
незавершенная актуализация. Непосредственное самобытие усматривает в ней не
свое собственное существо, а лишь свое самообнаружение в своем отношении к
тому, что ему инородно, - к предметному бытию. Предметное бытие, взятое в
его отношении к самобытию, - то, что Фихте называл "не-я"lxxxiv и что мы
можем назвать лишь "несамостью", - еще слишком неопределенно и потому
недостаточно, чтобы привести "я" к полному раскрытию, обнаружению, к
подлинной актуализации. Завершенная актуализация непосредственного
самобытия, именно его раскрытие или развитие в "я", совершается лишь в его
отношении к таинственно-загадочному, в известном смысле чудесному моменту
"ты".
Общеизвестная гносеологическая проблема, как собственно "я" может
познавать "ты"lxxxv или даже вообще "другое я", "чужое сознание", как оно
может вообще в опыте встретиться с ним, - эта проблема в такой ее
формулировке совершенно неразрешима - по той простой причине, что никакого
готового "я" вообще не существует до "встречи" с "ты", до отношения к "ты".
Бесчисленные нелепости и трудности возникают при таком обычном,
представляющемся столь самоочевидным исхождении из изолированного, в готовом
виде в себе сущего "я". Уже само понятие "чужого сознания", взятое как
"другое" или "второе" "я", - даже совершенно независимо от всех трудностей
вопроса, как собственно мы, исходя из изолированного "я", достигаем его
восприятия, - есть нелепость. В точном и абсолютном смысле слова не может
быть никакого "другого" или "второго" "я" (если отвлечься здесь от жуткого
призрака "двойника" - идеи, которой мы еще коснемся далее). "Я" есть для
меня по самому существу нечто единственное - именно "мое я"; или, точнее, -
чтобы избегнуть здесь логической ошибки idem per idem - "я" дано мне только
в составе конкретного "я есмь", а это "я есмь" по существу своему
неповторимо и единственно в отношении всего остального. Философы, говорящие
о каком-то "я", которое будто бы "есть", уже в грамматической ложности
предложения, в котором личное местоимение первого лица согласуется с
глагольной формой третьего лица, обнаруживают неадекватность своей мысли
самой реальности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192