Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. именно учитывая
его безосновность? Первый, самый общий и неопределенный ответ на это
заключается, очевидно, в том, что реальность имеет бесконечную, безмерную, а
потому и безусловно недоступную и темную для нас глубину и что в этой
глубине в каком-то смысле возможно безусловно все - в том числе и
логически-метафизически немыслимое. Это есть просто ссылка на умудренное,
ведающее неведение, которое здесь совпадает с платоновым ((((((?( ((q?(, с
мысленным уловлением безусловно непонятного, логически невозможного. Если
угодно, это есть просто признание бессилия философской мысли разрешить эту
проблему - причем, однако, не надо забывать, что само усмотрение своего
бессилия перед лицом какой-либо реальности содержит некое положительное,
хотя и лишь косвенное, видение своеобразия самой реальности. Правда, с
другой стороны, могло бы показаться, что в этом представлении о
происхождении (хотя бы и непонятном нам) зла из глубины самой реальности мы
уже постулируем какое-то, хотя и совершенно неопределенное, "основание" зла.
Но дело надо понимать так, что и все "дурное" и "злое" - именно поскольку
оно все же в каком-то смысле есть - действительно укоренено в бытии и имеет
в нем свое основание; и это согласуется с тем, что - как гласит старое и
бесспорно верное учение и как это очевидно для всякого воззрения, если оно
не есть безусловный и безнадежный дуализм, - и все дурное и злое хорошо и
есть добро, - поскольку именно оно есть (согласно указанию, встречаемому у
целого ряда отцов и учителей церкви - начиная с Макария Великого до Фомы
Аквината - даже дьявол хорош, именно поскольку он есть). Но зло как таковое
есть небытие, реальность, как отпадение от бытия. И наша проблема
заостряется в вопрос: как мыслимо нечто сущее, т.е. укорененное в глубинах
бытия, так, что его содержание - то, что оно есть, - есть безосновность и
небытие? Общий ответ на этот вопрос - ответ, который не есть разгадка тайны,
а лишь описание смысла самой тайны, самой проблематики, - состоит, очевидно,
в том, что в составе бытия происходит некая порча, некое извращение, через
которое положительное, т.е. сущее, получает содержание отрицательное,
противоестественно и противоречиво становится носителем силы или потенции
не-бытия. Мы находимся здесь у последней грани мыслимости, но все же мы
можем сделать еще шаг далее, еще пристальнее вглядеться в этот по существу
"невозможный" и все же фактически совершающийся "процесс". Для этого мы
должны использовать то, что уяснилось нам в моменте отрицания - в моменте
"не" и "ничто".
Мы уже видели, что "ничто", взятое в абсолютном смысле как нечто сущее по
себе, немыслимо и ничего не означает. Напротив, в лице "не" мы усмотрели
основоположный трацсцендентальный момент, конституирующий реальность в ее
трансрациональности и, тем самым, входящий в состав самой реальности. "Не",
как момент чистого расчленения, членораздельности бытия, конституирует
именно связь, сопринадлежность, всеединство бытия. Оно конституирует
всеединство именно как единство многого - как общее единство всего
единичного, сущего-по-себе, утвержденного в себе. Оно, другими словами,
сразу и единым актом утверждает и единство, и отдельность всего, -
утверждает все как каждое в отдельности; оно есть начало одновременно и
индивидуализирующее, и объединяющее. Но это "не", конституирующее каждое
отдельное бытие в его отдельности и вместе с тем в его связи со всем
остальным, - будучи, как таковое, моментом всеединства, - должно в качестве
такового не только извне охватывать и определять все единичное, но и
внутренне быть ему присущим. Этим дано, что этот момент "не" как бы таится
или дремлет и в глубине каждого единичного существа принадлежит к его
субстрату или "субстанции". Все единичное сущее есть не только сущее, но и
некое сущее "не". Именно это "не", как момент реальности внутри всего
сущего, составляет глубочайшее существо того, что мы называем свободой.
Непосредственный, проистекающий из первоосновы смысл этого "не", как и
"свободы", состоит не в ограничении, разрыве, умалении, а, напротив, в такой
индивидуализации, которая есть одновременно трансцендирование через все
ограниченно-положительное, - способность иметь и то (или быть и тем), что
данное единичное как таковое само актуально не есть. "Не" - момент свободы в
глубинах нашей жизни - есть одновременно и наша твердыня - то, что
конституирует нас в нашем собст

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192