Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Но было бы совершенно односторонне рассматривать "мы" в его сгущении в
"оно" только как "темную" силу чистой иррациональности. Подобно предметности
во внешнем мире, в природе, опредмеченное "мы" есть единство рациональности
и иррациональности и потому само не чисто иррационально, а трансрационально.
Бытие "мы" не есть элементарно-космическое, стихийное единство жизни, а есть
вместе с тем рациональное единство совместного порядка и совместной цели
жизни. Огромному могуществу "мы" в его форме как "оно" мы в максимальной
степени и как бы безысходно подчинены именно там, где оно не просто
властвует над нами как темная безличная сила, как слепая сила природы, в
анархическом его проявлении - напр., в явлении "мятежа", подобном урагану, -
а где оно в лице закона и действий государственной власти правит нами как
сознательный человеческий умысел. Норма закона или государственного
предписания - в качестве общего в должном - есть то, что в социальной жизни
соответствует закону природы - в конечном счете власти абстрактной
определенности, которая одна лишь конституирует бытие в качестве предметного
бытия.
Несмотря на всю жуткость этого опредмеченного "мы", оно имеет совершенно
определенную целесообразную функцию: оно есть как бы необходимая кора или
скорлупа (затвердевшая, как бы кристаллизовавшаяся именно в силу момента
рациональной общности), которою окружает себя живая исконная глубина бытия
"мы", чтобы охранить и укрепить свою внутреннюю действенность и значимость
как живой основы всей нашей личной жизни. Между этим внутренним ядром
"мы-бытия" в его необходимой для нашей жизни живой метафизической
глубинности и этой его отчужденной, опредмеченной, внешней корой или
скорлупой существует нераздельная связь, но и постоянное противоборство.
Живая святыня народа или родины неосуществима без ее охраны холодной,
безлично-суровой твердостью государства, живая святыня церкви - без
церковной дисциплины, церковного права и церковной власти, и даже в союзе
семьи или дружеского кружка нельзя обойтись без порядка, дисциплины общих
норм. Святая и глубочайшая тайна "мы" есть - как и тайна "я-ты" - тайна
любви. Но благодатное таинство любви охраняет себя в мире и осуществляет
себя в нем через посредство холодного, разумного порядка, хотя внутреннее
существо и внешний облик и находятся в состоянии имманентного
противоборства. В этом смысле и бытие "мы" подчинено общему онтологическому
принципу антиномистического монодуализма - совпадения противоположного. Дело
онтологически обоснованной политической философии - найти наиболее
подходящую при данных конкретных (культурно-исторических, социальных,
психологических и т.п. ) условиях форму, которой могло бы быть в
максимальной мере обеспечено здоровое - но всегда, впрочем, неустойчивое -
равновесие между этими двумя элементами или сторонами бытия "мы". Здесь
может быть намечен в этом отношении лишь общий принцип: это равновесие лежит
во всяком случае по ту сторону как чистого социального рационализма -
безграничной рационализации и, тем самым, опредмечения, как бы овеществления
социальной жизни, - так и универсального, анархического по своей природе
романтического иррационализма. Ибо существо бытия "мы", как и всякой вообще
реальности, есть именно непостижимое в качестве трансрационального; оно
поэтому выходит за пределы всякой чистой рациональности и иррациональности и
обладает всей антиномистической полнотой и конкретностью того, что мы
разумеем под "трансрациональным"xcvi.
При анализе бытия "мы" мы уже натолкнулись на то обстоятельство, что в
его лице как бы уже преодолена сама противоположность между "внешним" и
"внутренним". Трансцендирование "во-вне", в направлении "ты", оказалось в
нем вместе с тем трансцендированием "во-внутрь", в исконную глубину и почву
самого непосредственного самобытия. Поэтому истинное
трансцендентально-метафизическое существо отношения "я-ты" может быть,
собственно говоря, постигнуто лишь в связи с уяснением другой формы
трансцендирования - трансцендирования вовнутрь. К нему мы теперь и должны
обратиться.
Глава VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНУТРЬ: ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
1. Трансцендирование во-внутрь
Мы видели, что непосредственное самобытие в своей субъективности, в своей
потребности в пополнении и упрочении трансцендирует во-вне, именно в
направлении "ты", и впервые находит свое завершение в этом
трансцендировании. Однако опыт учит, что трансцендирование непосредственного
самобытия - вытекающее из самого его существа стремление найти себе основу,
прочный фундамент в чем-то "ином" - этим не исчерпывается.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192