Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. в форме единства фактического и безличного бытия. Не имея
возможности обозреть и разрешить эту проблематику во всей полноте ее
отдельных моментов, мы ограничиваемся рассмотрением ее с двух основоположных
ее сторон.
1) Если мы не будем смешивать "мир" в его живом, конкретно
трансрациональном существе с рационализированной картиной "действительности"
или "предметного бытия", как она вырисовывается теоретической, "научной"
рефлексии о нем, то "мир" поражает нас какой-то имманентной, внутренне
присущей ему значительностью. Эта значительность свойственна ему в обоих
моментах, единство которых его составляет, - и в моменте рациональности, и в
моменте иррациональности. Мир "значителен", он потрясает и изумляет нас и
как космос, и как хаос. В господствующем - вернее, впрочем, сказать: в
господствовавшем еще недавно - сознании нового времени (ибо научные
достижения последних десятилетий уже начинают расшатывать это сознание и
подготовлять нечто совсем иное) мир представляется, с одной стороны, по
своей форме сплошь рационализированным и рациональным, выразимым в
математических формулах и, с другой стороны, по своему содержанию или
внутреннему существу совершенно слепым, бессмысленным, хаотическим -
бесформенным итогом случайного, неразумного столкновения слепых сил мертвой
материи. То, что само в себе есть хаос, вместе с тем каким-то непонятным
образом поддавалось со стороны человеческого ума формулировке в
математических законах, т.е. в форме логической рациональности Мир казался и
в значительной мере и доселе кажется господствующему умонастроению сплошным
хаосом, без остатка рационально постижимым, - и огромному большинству людей
не приходит даже в голову задуматься над этой противоестественностью; а
единственный мыслитель, который был ею поражен, - Кант - мог найти из нее
выход только в искусственном построении, будто сама человеческая мысль
отбрасывает тень своей собственной рациональности на мировой хаос и только
потому мнимо открывает ее в самом мире. В противоположность этому нам уже
пришлось указать, что непредвзятая установка требует усмотрения, с одной
стороны, рациональности, осмысленности как конститутивного момента самого
мирового бытия и что, с другой стороны, сущностная иррациональность
предметного бытия - и, тем самым, "мира" в его темной глубине полагает
предел всякому рациональному его постижению. Мир не есть рационально
постижимый хаос; напротив, он одновременно и внутренне осмыслен, и
непостижимо-чудесен и непонятен - и в этом и состоит его имманентная
значимость. Эту значимость воспринимал в нем и античный, и средневековый
человек, и человек эпохи Ренессанса; мир был для них и неким "космосом",
гармонически-стройным целым, и даже неким живым божественным существом, - и
одновременно жуткой сферой "панических" или демонических сил. Именно этот
облик мира в его двойственной и двусмысленной значительности начинает
понемногу вырисовываться теперь и новейшему научному естествознанию (включая
психологию)cxli.
Но во всей этой своей значительности - во всем, что в самом мире
производит на нас впечатление религиозное, влечет нас к пантеизму (в
неизбежной двусмысленности этой религиозной установки), - и именно в силу
имманентной, чисто "мирской" своей значительности - мир не удовлетворят нас
до конца, остается для нас чем-то чуждым и "непонятным". Своеобразная форма
непостижимости, присущая мировому бытию как таковому и конституирующая само
его существо, есть именно его "непонятность". Отсюда возникает для нас
вопрос: как может он сосуществовать как-то рядом и совместно с "Богом" как
первоосновой и исконной родиной нашей "души", интимнейшего существа нашего
внутреннего самобытия? Каков, собственно, смысл мирового бытия? Это есть
вопрос об основании или "происхождении" мира.
2) Но мир не только нам "непонятен" в своей имманентной значительности, в
чистой фактичности своего бытия. Он таит в себе для нашего религиозного
сознания, т.е. для нашего самосознания как "я-с-Богом", еще иную, более
тревожную и мучительную загадку. Будучи в своей фактичности, в своей чисто
имманентной "мирской" значительности вообще непонятным, непрозрачным,
внутренне не обоснованным (ср, гл. VII, 2), он вместе с тем индифферентен в
отношений того, что нашему внутреннему самобытию в его глубочайшем, именно
духовном корне открывается как различие между "добром" и "злом", между
"правдой" и "неправдой".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192