Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но как только она доходит до осознания самой себя, до ясного
узрения, своего значения перед лицом самой реальности - исторически с полной
отчетливостью в лице Сократа, но по существу уже в лице изумительного
мудреца Гераклита и - в другом конце мира - в лице индусской мудрости
Упанишад - она с очевидностью осознает неосуществимость этого своего
первоначального замысла. Но именно в этом осознании впервые осуществляется
сполна подлинный замысел и подлинное высокое назначение философии. Ибо лишь
этим она доводит человеческую мысль до ее высшего, последнего достижения, до
состояния умудренного, ведающего неведения - того неведения, которое есть
высшее и сполна адекватное ведение. Ибо сознание, что и глубочайшая мысль,
именно в качестве мысли, имеет свою имманентную последнюю границу, лишь за
которой нам открывается живая и полноценная реальность, - эта мысль,
преодолевающая всякую мысль, ибо основанная на узрении запредельного мысли,
- именно и есть последнее и единственное адекватное достижение человеческой
мысли. В этом заключается вечный смысл сократовской "иронии" - в улыбке
сожаления о заблуждении, которое таится во всякой человеческой мысли,
поскольку она притязает быть абсолютной правдой, и в полном любовного
снисхождения обличении этого заблуждения. Перед этой иронией Сократа все
гордые построения философских систем, мнящие себя абсолютной истиной,
разваливаются, как карточные домики. Единственная истинная философия,
заслуживающая этого имени, есть философское преодоление - в уяснившемся нам
смысле - всякой рациональной философии.
То, что нам здесь уяснилось - именно одновременная антиномистическая
значимость в отношении непостижимого противоречащих друг другу суждений, -
есть лишь иной аспект того, что нами было достигнуто уже выше - именно
необходимости в отношении непостижимого не отрицать в обычном логическом
смысле отрицание, а через осознание его существа так преодолеть его, чтобы
оно оставалось сохраненным на надлежащем ему месте. Поскольку отрицание есть
дифференцирование, разделение, а отрицание отрицания, напротив, есть
"неинаковость", в смысле простого, слитного, недифференцированного единства,
металогическое преодоление отрицания, будучи отвержением обоих членов этой
альтернативы, ведет к единству разделения и слитности (взаимопроникновения);
и именно в этой форме нам необходимо должно предноситься бытийственное
содержание антиномистического, "витающего" познания непостижимого. Если мы
обозначим символом A какое-либо конкретно воспринимаемое содержание
трансрациональной реальности и символом B - некое другое, соотносительное
первому содержанию, то A, с одной стороны, не есть В и в этом смысле через
посредство "не" отделено границей от B, отмежевано от него (но не
обособлено, так как отношение отрицания в его трансрациональном значении
есть вместе с тем положительная связь). С другой стороны, эти два
раздельных, отмежеванных друг от друга содержания совпадают между собой, ибо
в области антиномистического знания суждению "A не есть B" противостоит
столь же правомерное суждение "A есть B". Мы можем это выразить лишь так,
что A и B одновременно слиты или стоят в отношении взаимопроникновения.
Раздельное, которое в этом качестве образует двоицу, вместе с тем есть одно.
И притом речь идет здесь не о рационально постижимом и в этом смысле
самоочевидном двуединстве двух членов соотношения, а о подлинном
взаимопроникновении, которое выражается в "неинаковости".
"В том и состоит великое чудо, что Бог из одного сделал два, и эти два
все же остаются одним" (Яков Бемеlxxi).
Этим мы приведены к высшей степени важному итогу, именно, что для
умудренного неведения, поскольку оно выражается в антиномистическом
познании, единственно адекватная онтологическая установка есть установка
антиномистического монодуализма. О каких бы логически уловимых
противоположностях ни шла речь - о единстве и множестве, духе и теле, жизни
и смерти, вечности и времени, добре и зле, Творце и творении, - в конечном
итоге мы всюду стоим перед тем соотношением, что логически раздельное,
основанное на взаимном отрицании вместе с тем внутренне слито, пронизывает
друг друга - что одно не есть другое и вместе с тем и есть это другое, и
только с ним, в нем и через него есть то, что оно подлинно есть в своей
последней глубине и полноте. В этом и заключается антиномистический
монодуализм всего сущего, и перед его лицом всяческий монизм, как и
всяческий дуализм, есть ложная, упрощающая и искажающая отвлеченность,
которая не в силах выразить конкретную полноту и конкретную структуру
реальности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192