Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

"Мавр сделал свое дело - мавр может
уйти". В противоположность этому мы уже выше должны были подчеркнуть, что
истинный смысл отрицания заключается в различении, различение же означает
усмотрение различия, дифференцированности бытия как его положительной
онтологической структуры. Отрицаемое совсем не изгоняется за пределы всей
сферы реальности; напротив, путем отрицательного определения ему указуется
определенное место в составе реальности. Имеет ли отрицание смысл
непосредственного различения как функции чистого логического определения ("A
не есть B" в смысле "A как таковое есть нечто иное, чем B") или смысл
констатирования противоположности, антагонизма, несовместимости ("A не есть
B" в смысле "A несовместимо с B", "где есть A, там не может присутствовать
B") - в обоих случаях отрицание имеет тот смысл, что оно определяет истинное
место A и B в пределах бытия посредством различения (либо различения как
простого проведения границы между двумя содержаниями как чистыми
определенностями, - либо же различения как указания необходимого расстояния
между ними, необходимой удаленности одного от другого). В том и другом
случае отрицаемое не уничтожается, не "выбрасывается вон" из бытия вообще.
Как простое различие, так и противоположность и несовместимость суть
реальные, положительные онтологические отношения или связи. "Отрицание" -
точнее, "отрицательное отношение" - принадлежит, таким образом, к составу
самого бытия и в этом смысле отнюдь не может быть отрицаемо.
Мы приходим здесь к в высшей степени существенному выводу, который уже
предносился нам при рассмотрении отношения между началами "либо-либо"
"и-то-и-другое" и который мы можем теперь ясно сформулировать. Поскольку
отрицание не есть просто отклонение ложных мнений, а есть ориентирование в
самих соотношениях реальности, всякое отрицание есть одновременно
утверждение реального отрицательного отношения и тем самым - самого
отрицаемого содержания. Улавливая истинный смысл отрицания и тем возвышаясь
над ним, мы утверждаем реальность и в форме негативности. Мы возвышаемся до
универсального "да", до полного, всеобъемлющего приятия бытия, которое
объемлет и отрицательное отношение, и само отрицаемое в качестве, так
сказать, правомерной и неустранимой реальности.
Эта точка зрения не есть просто и только единственно правомерная
логическая теория; это есть вместе с тем единственно адекватное духовное
состояние, одно лишь соответствующее существу реальности, как всеобъемлющей
полноты. Ибо это есть усмотрение совместности различного и разнородного,
глубинной согласимости и примиримости в полноте всеединства всего
противоборствующего и эмпирически несовместимого - усмотрение
относительности всякого противоборства, всякой дисгармонии в бытии. Это есть
необходимая поправка и дополнение к той обычной позиции, обусловленной
отвлеченным пониманием бытия и практической установкой в нем, для которой
отрицание чего-либо означает его абсолютное отвержение, "борьбу не на живот,
а на смерть" и которая вместе с тем мечтает, что после победоносного
истребления отвергаемого в мире установится чистая, так сказать, гладкая
абсолютная гармония, не запятнанная уже более никаким противоборством,
никаким столкновением антагонистических начал. Как отвлеченное понимание
отрицания в качестве логической теории, с одной стороны, приписывает
отрицанию значение полного отвержения, извержения из бытия и, с другой
стороны, предполагает, что выполнением этой функции исчерпывается весь смысл
отрицания, так что за устранением заблуждений в бытии остается одна лишь
позитивность, - так и обычная, внутренне сродная этой теории духовная
установка сочетает беспредельную ярость в уничтожении всего враждебного с
наивной верой в осуществимость абсолютной гармонии, "царства Божия на земле"
после того, как дело уничтожения будет закончено. Горький опыт жизни учит,
что цель такой духовной установки просто неосуществима, т.е. что сама она
ложна: самое радикальное, яростное уничтожение всего незаконного,
неправомерного, отвергаемого все же не может в корне его уничтожить -
реальность остается реальностью; и новый порядок, к которому при этом
стремятся, никогда не есть совершенная гармония, безусловная согласованность
всего, а сам полон противоборства, столкновения антагонистических начал.
Заблуждение и рассматриваемой логической теории, и определенной ею духовной
установки - одно и то же. И теорет

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192