Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но, не
говоря уже о том, что - как указано выше - все же во всякий момент и для
всякого состояния знания фактически сохраняется такой бесконечный остаток
неведомого, - отнюдь не может считаться заранее самоочевидным, что наш
познавательный взор способен действительно достигнуть всего скрытого или
удаленного от него. Остается всегда по крайней мере мыслимым, что позади или
в глубине всего, что либо дано непосредственно наглядно, либо может быть
косвенно умозаключено в связи с данным и по аналогии с ним, имеется еще
безусловно недостижимый для нас слой реальности, который остается для нашего
предметного познания неразрешимой загадкой (как в этом отношении обстоит
дело с другими возможными формами знания, об этом нам придется говорить лишь
позднее, в другой связи). Остается возможным, что потенциальная
бесконечность нашего познания не совпадает по своему объему с актуальной
бесконечностью реальности; остается мыслимым, что наше познание улавливает
не все, а только некоторые измерения бытия. И поскольку мы имеем основания
признать познавательную способность человека не только количественно, но и
качественно ограниченной, указанное допущение становится для нас
необходимым.
Так возникает у нас основная идея того, что Кант называл "вещью-в-себе",
Ding an sich. С дальнейшим ходом нашего анализа нам уяснится, что
"непостижимое" - в том смысле, в котором мы употребляем это понятие, -
отнюдь не совпадает с этим кантовским понятием "вещи-в-себе". Здесь, однако,
мы хотели бы обратить внимание на другую сторону дела: на то, что правомерно
в самом замысле этого понятия (хотя и с другим обоснованием, чем у Канта) и
что, напротив, неправомерно и поверхностно в обычном возражении против него.
Поскольку - как это обычно имеет место - "обладание" предметом, его
"присутствие" у нас или для нас отождествляется с его познанием, - поскольку
это "обладание" или "присутствие" признается возможным только через
прикосновение нашего познавательного взора к предмету или направленность
нашего взора на него, - понятие "вещи в себе" - реальности, сущей за
пределами познавательного горизонта, - кажется внутренне противоречивым.
Однако это отождествление, как уже было разъяснено, само противоречит
предметному смыслу познания и потому должно быть отклонено, как ложное.
Присутствие неизвестного, неведомого, скрытого от познавательного взора
есть, как мы убедились, очевидный факт; обладание им, очевидность его для
нас, именно в качестве неведомого и скрытого, есть нечто совсем иное, чем
познавательное овладение им (хотя бы только частичное) и даже чем сама
познавательная направленность на него; и последнее само возможно только на
почве первого. Поскольку же это так, мысль о реальности, которая остается
недоступной не только данному фактическому уровню познания, но и всякому
направленному на предмет познавательному взору, не содержит ни малейшего
противоречия и хотя не может быть достоверно доказана, но преподносится нам
как нечто правдоподобное и вероятное. Это, конечно, не мешает тому, что
такого рода реальность могла бы все же раскрываться нам на совсем ином пути,
именно не через свое предстояние предметному познанию; ведь и у самого
Канта, как известно, то, что безусловно недоступно "теоретическому разуму",
как-то косвенно приоткрывается "практическому разуму". Об этом, как уже
указано, речь впереди; здесь достаточно краткого указания, что, поскольку
человеческий дух сам принадлежит к реальности и внутренне связан с ней и ей
сроден, - в том измерении бытия, которое лежит во внутреннем бытии
человеческого духа, между последним и всеединством бытия вообще не может
быть никакой безусловно непроницаемой преграды. Но, поскольку мы оставим в
стороне это последнее соотношение, сохраняет смысл и значимость утверждение,
что для нашего познавательного взора, направленного на реальность как на
предстоящий ему предмет, всегда существуют недоступные ему "глубины" и
"дали" - что в нашем опыте (в смысле всего, что мы как-то "имеем", что
как-то "присутствует" для нас) во всякое время и повсюду самоочевидно
находится и непостижимое для нас.
Поскольку мы сознаем это вездесущие непостижимого для нас, мы отдаем тем
самым себе отчет в высшей степени существенном общем факте, определяющем все
отношение нашего знания к самой реальности. Мы формулируем это общее
положение так: всякая вещь и всякое существо в мире есть нечто большее и
иное, чем все, что мы о нем знаем и за что мы его принимаем, - более того,
есть нечто большее и иное, чем все, что мы когда-либо сможем о нем узнать; а
что оно подлинно есть во всей своей полноте и глубине - это и остается для
нас непостижимым.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192