Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Что же
касается момента иррациональности как стихии чистой "непосредственности", то
мы видели, что она как таковая противоположна нашей "самости" - т.е.
моменту, который по преимуществу конституирует своеобразие непосредственного
самобытия; мы видели также, что непосредственное самобытнее - моя жизнь, как
она извнутри есть для меня (или для себя самой), - по самому своему существу
противится тому, чтобы раствориться в безусловном бытии - во всеединстве,
поскольку последнее именно совпадает со всеобъемлющим и всерастворяющим
безусловным бытием - и ревниво оберегает свое собственное бытие, именно в
качестве самобытия. Восточное, индусское решение: заменить мою "самость"
безразличной всеобщностью (в "tat twam asi", в сознании "это есть ты", т.е.
"ты еси во всем"), за счет "самости" раствориться во всеединстве, в том, что
есть "все и ничто", и в нем обрести последний покой и спасение, - это
решение все же не открывает нам того всеединства, которого мы ищем, к
которому мы подлинно стремимся. Ибо в этом истинном всеединстве должно было
бы быть сохранено именно все - и в том числе, следовательно, и в первую
очередь, и наше собственное самобытие, во всей его полноте и метафизической
глубине.
Можно ли найти в том, что нам непосредственно открывается в опыте,
указание, намек на реальность такого подлинно удовлетворяющего нас
внутреннего единства между "внутренним" и "внешним" миром, - такого
единства, в котором была бы сохранена вся интимность, вся невыразимая, но
неотчуждаемо первичная ценность для нас нашего собственного внутреннего
самобытия?
Такое указание мы имеем, прежде всего, в лице явления красоты.
2. Красота
Мы не можем - и нам нет надобности - развить здесь общую теорию красоты.
Мы должны здесь наметить - да и то лишь в самой сжатой форме - те стороны
аспекта бытия, именуемые нами "красотой" или "прекрасным", которые стоят в
непосредственной связи с общим ходом наших размышлений.
Не пытаясь определить, что такое есть вообще "красота" или "прекрасное",
отметим прежде всего два момента, присутствующие в том, что сознается как
"прекрасное", что воспринимается "эстетически". Первый из этих моментов
необходимо присутствует во всем вообще, что мы воспринимаем эстетически и
испытываем как прекрасное; это есть момент, конституирующий эстетическое
восприятие как таковое. Второй есть по крайней мере необходимый элемент
прекрасного, как оно дано в художественном произведении, - прекрасного как
предмета искусства.
Все "прекрасное", все эстетически воспринимаемое есть прежде всего некое
сплошное, слитное, проникнутое внутренним единством целое. Оно может - и
даже должно - иметь многообразный состав, но члены или части этого
многообразия - напр., отдельные черты прекрасного лица или горы, дома,
зелень, свет, воздух прекрасного ландшафта и т.п. - имеют силу и
значительность не сами по себе, а именно лишь как интегральные, неразрывно
слитые моменты целого, которое есть некое сплошное, внутренне слитное
единство. Прекрасное есть всегда "образ", "картина", неанализированное целое
- предмет чистого чувственного созерцания, а не анализирующей, раздробляющей
мысли. (Яснее всего это выступает в зрительно данном прекрасном - в виде
природы, картине, скульптуре, прекрасном лице и т.п., но то же применимо и к
прекрасному в музыке и поэзии.) Сводя это к понятиям, уясненным нами в
первой части нашего размышления, мы можем сказать, что в этом смысле
прекрасное есть - металогическое единство, поскольку оно дано наглядно и
усматривается созерцательно в чувственно данном его составе или через него.
И, быть может, всегда и всюду, где нам удается отрешиться от привычной
установки предметного истолкования реальности, от непроизвольного видения в
образах показателей предметной действительности, распадающейся для нас тогда
на отдельные вещи и качества, выразимые в понятиях, и сосредоточиться на
простом созерцании реальности в ее непосредственной конкретности, - везде и
всегда, когда нам удается, наподобие детей, без размышления жадно
воспринимающих образы бытия, иметь чистый опыт реальности вне всякого
умственного ее анализа, - мы воспринимаем реальность как прекрасное. И
подлинный художник обладает даром показать нам реальность именно в этой ее
наглядной непосредственности - и именно тем дать нам ощутить новизну,
значительность - красоту - даже самого будничного, прозаического, привычного
и знакомого.
К этому присоединяется второй момент. Характер сплошного целостного,
неразложимого, всепронизывающего единства "прекрасного" (сближающий
прекрасное с органическим единством) усиливается и становится особенно
явственным, когда он выражается во внутренней согласованности и
соразмерности отдельных составных частей единства, когда единство
испытывается как некая гармония.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192