Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. бытия как "ничто") перед лицом абсолютного всеобъемлющего и вечного
первоначала всякого бытия - перед лицом Бога. Но если оно понимается
трансрационально, т.е. в неразрывном антиномистическом единстве с этими
противоположными ему моментами, - если "рождающийся во мне" Бог остается
вместе с тем моим вечным отцом и Творцом, то это живое сознание есть,
напротив, истинное, самоочевидное откровение. Лишь в богочеловечности
открывается истинная, конкретная полнота как человечности, так и Божества.
"Человечность" - бытие как человеческое бытие - столь же мало существует как
абсолютное замкнутое в себе, самодовлеющее, "из себя сущее" бытие, сколь
мало существует в такой форме "я"; и наша "богочеловечность" не привступает
извне к нашему "чисто и только человеческому" бытию в качестве придатка, без
которого мы могли бы на худой конец и легко обойтись. Мысль профанного,
мирского, внерелигиозного гуманизма обнаруживается как иллюзия и внутреннее
противоречие. Человечно в человеке не чисто человеческое, а именно
богочеловеческое его существо. Раз в живом опыте Божество воспринято не
только как "Бог-со-мной", но и как "Бог-во-мне" или как "я-в-Боге", то тем
самым "человечность" человека открывается нам как его исконная
Богочеловечность. Конечно, Бог - не человек и человек - не Бог. Но и здесь
разделение или отличие, определяющее самобытное, самостоятельное бытие
раздельно сущего, с точки зрения его трансцендентального основания
обнаруживается как связь или единство, осуществляемое самим связующим
моментом "не". Человек есть существо, укорененное в сверхчеловеческой почве,
- таково единственное значимое определение существа человека; он есть такое
существо, все равно, хочет ли он этого или нет. От него только зависит, в
какой именно форме или - что то же самое - с какими именно слоями
сверхчеловеческой почвы он сохраняет связь и на какой лад власть почвы -
богочеловечности - в нем обнаруживается. Как человек вообще есть человек,
человеческая личность, со всей присущей ей свободой и самобытностью, лишь
поскольку он есть нечто большее и иное, чем только человек как ограниченное,
замкнутое в себе явление природы, - так он есть "человек", в конечном счете,
лишь поскольку в нем осуществляется богочеловечность и богочеловечество,
т.е. поскольку он есть в Боге и имеет в себе Бога.
Но и Божество как "мой" и "наш" Бог, как Бог-со-мной или "с-нами-Бог"
есть нечто большее и иное, чем лишь сущая, покоящаяся в себе, как бы
замкнутая в себе реальность. Старое классическое определение "субстанции"
как того, что "есть в самом себе" и "постигается независимо от всего иного",
- это определение, неприменимое ни к какому частному сущему вообще ввиду его
противоречия всепроникающему сущностному всеединству бытия, - неприменимо
даже и к Богу. И Бог не есть в этом смысле "субстанция", не есть "замкнутое
в себе", "самодовлеющее" и в этой своей обособленности от всего остального
логически уловимое существо. Это мы в общей форме видели уже выше, в гл.
VIII. Здесь нам существенно лишь одно. Бог в качестве любви есть, как
указано было выше, не замкнутое в себе существо, а поток любви, в своем
течении или распространении творящий и обосновывающий меня. В качестве
такового, он как бы уже содержит с самого начала меня в себе - опять-таки в
трансрациональном единстве с его чистой "божественностью" как таковой, -
содержит в себе элемент или потенцию "человечности", "человеческого",
сущностно сроден мне, только это соотношение может обосновать мое существо
как "образа и подобия Божия". В качестве истинного всеединого,
всеобъемлющего и всеопределяющего Бога он есть именно не "только Бог, и
больше ничего", а есть по самому своему существу "Бог и я", причем союз "и"
обозначает здесь не сложение с чем-то иным и инородным, отдельно сущим и
извне привходящим, а то же самое, что обозначается предлогами "с" и "в"; он
есть Бог-со-мной и даже Бог, в котором я есмь и который есть во мне. Он есть
истинный Бог именно как Богочеловек - не только в его откровении и явлении
на земле и в его отношении ко мне, но и сущностно, т.е. в его "небесном"
существе. Если мы снова обозначим две реальности - Бога и меня - как две
величины A и B, то тут имеет силу теорема, что А=A+B. Из этой символической
формулы можно усмотреть, что, с одной стороны, B по сравнению с A, как
величиной бесконечной, должно равняться "нулю", быть "ничто", так как оно
ничего не может прибавить к величине A, и что, с другой стороны, B,
сопринадлежа к A, должно в этом отношении быть само бесконечным (и, тем
самым, вечным).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192