Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Оставаясь здесь в пределах обсуждения "непостижимого для нас", мы
ограничиваемся рассмотрением первого из приведенных сомнений.
Что не всякое в данное время нам не известное содержание бытия -
непознаваемо и непостижимо для нас - это, конечно, совершенно бесспорно и
понятно само собой. И так как неизвестное совпадает с предметом познания и
наше познание может двигаться вперед безгранично далеко, то "неизвестное",
по-видимому, совпадает с "познаваемым", "постижимым" и есть, следовательно,
прямая противоположность "непостижимого". Однако как бы это ни казалось
парадоксальным на первый взгляд, понятия "постижимого" и "непостижимого для
нас" лишь мнимым образом противоречат друг другу. Напротив: "постижимое"
может одновременно быть и "непостижимым для нас" - более того, оно должно им
быть. В самом деле, хотя движению вперед и расширению нашего познания нельзя
наперед поставить никакой непреодолимой преграды и оно в этом смысле
потенциально беспредельно, все же наше познание всегда остается фактически
конечным, ограниченным; и так как неизвестное, неведомое, как мы видели, по
самому существу своему бесконечно, то на всякой, даже максимально высшей
ступени познания - или, точнее, именно ввиду невозможности абсолютно высшей
ступени познания - сохраняется остаток - и притом бесконечный остаток -
непознанного; и непознанное совпадает очевидно в этом отношении с
непознаваемым или непостижимым.
Но эта бесконечность непознанного - и в этом смысле, именно в качестве
бесконечности, не могущего быть познанным, - окружает и пронизывает нас со
всех сторон, и лишь практическая привычка не обращать на это внимание
заставляет нас не замечать этого. Мы имеем перед собой прежде всего
пространственную бесконечность, которая ведь всегда стоит у нас перед
глазами, если мы только не разучились, - как это, к сожалению, так часто
случается, особенно с городскими жителями - сознательно глядеть на небо,
если мы за спешными делами не забываем о небе и за уличным освещением - о
звездах. Что такое эта окружающая нас со всех сторон бесконечность, среди
которой мы, прилепленные к маленькому вращающемуся комочку, называемому
земным шаром, являемся какими-то исчезающе-маленькими существами? Какой
смысл имеет вся наша жизнь, со всеми ее скорбями, тревогами и радостями,
перед лицом этого бесконечного пространства, молчание которого повергало
Паскаля в трепетxxii? Но пространственная бесконечность столь же непостижима
и страшна и в бесконечно малом. Можно ли конкретно понять, как все доступные
нам и интересующие нас, образующие или затрагивающие нашу личную жизнь
события и явления мира слагаются из действия неуловимо-малых - выразимых
лишь на бумаге в ничего не говорящих словах и цифрах каких-то миллионных
долей миллиметра - атомных ядер, электронов и ионов? Не является ли,
собственно, совершенно непостижимым, что наша судьба, счастье и несчастье
нашей жизни, свойства нашего характера - все, что мы называем нашим "я", -
определены строением каких-то неуловимо-малых "генов" или "молекул"?
Но с такой же жуткой очевидностью нам открывается и непостижимость
временной бесконечности. Прежде всего, мы стоим, как перед темной бездной,
перед непроницаемым будущим - все равно, есть ли это отдаленное будущее
человечества и мира или только ближайшее будущее нас самих и наших близких.
Что ждет нас самих и тех, кто нам дороги, в ближайшем году - а может быть,
уже завтра? Когда нам и им предстоит смерть? И где тот мудрый политик,
который мог бы точно предсказать, когда, напр., разразится новая мировая
война и к чему она приведет? Что, собственно, мы знаем - что знают даже
ученейшие и мудрейшие из нас - о будущем? Если оставить в стороне явления,
которые основаны на самых грубо-общих закономерностях, вроде солнечных
затмений - и то только при допущении, что какая-нибудь комета не столкнется
с нашей солнечной системой и не разрушит ее, чего мы тоже не можем знать, -
и также некоторые элементарно-общие тенденции (вроде того, что каждое живое
существо должно расти, стариться и умереть) - тенденции, которым всегда
могут противодействовать неведомые нам другие силы, - мы не знаем о будущем
решительно ничего. Будущее есть всегда великое x нашей жизни - неведомая,
непроницаемая тайна.
Иначе, конечно, обстоит дело с прошедшим: будучи недоступно
непосредственному опыту, оно открыто нашему познанию - пережитое нами самими
прошлое через воспоминание, прошлое за пределами нашей жизни через следы
всякого рода, которые оно оставляет после себя. Но что значит даже и
несколько тысячелетий исторического прошлого, которые изучены или могут б

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192