Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Если в предыдущей главе мы вынуждены были усмотреть слой иррационального
в составе самого предметного бытия, то здесь мы сосредоточиваемся на другой
стороне соотношения: мы видим, что все иррациональное, не укладывающееся без
остатка в связную систему определенностей, как бы тем самым взрывает саму
систему предметного бытия или действительности и выходит за ее пределы, не
переставая тем самым быть в общем смысле реальностью. Оба этих вывода, с
первого взгляда противоречащие друг другу, все же согласимы потому, что сам
"предмет" или - что для нас здесь одно и то же - сама "объективная
действительность", конституируясь для нас как система объективных, т.е.
определенных, содержаний, есть вместе с тем, в качестве ее носителя, и нечто
большее и иное, именно темная бездна непостижимого, иррационального, - того
специфического момента, который мы зовем "бытием". Смотря по тому, какая
сторона этого соотношения выдвигается для нас на первый план, иррациональное
то противостоит "действительности" как что-то "субъективное", то
воспринимается как непостижимая, темная почвенная глубина самой
связно-упорядоченной системы предметного бытия. И с этой точки зрения мы
вновь приходим к тому, что "действительность" не есть что-то раз навсегда
законченное, некое замкнутое целое определенного объема, а есть нечто
пластическое, гибкое, - нечто, что как бы внутренне "дышит", то расширяясь,
то вновь сужаясь - смотря по тому, с какой стороны мы к нему подходим.
Область того, что мы зовем "действительностью", во всяком случае, не может
быть однозначно-определенно очерчена - и опять-таки не только по слабости
наших познавательных способностей или фактической ограниченности нашего
знания, а по самому существу понятия действительности. Выражаясь
парадоксально, "действительность" в качестве сферы всего, что "объективно
есть", сама не имеет объективных, т.е. точно и однозначно определенных
очертаний; или, иначе говоря, будучи сферой того, что есть объективно, "на
самом деле", сама действительность не укладывается в свою очередь в понятие
объективно-сущего, так как она лишена основного признака объективно-сущего -
однозначной определенности содержания.
К тому же выводу мы можем прийти и с совсем иной стороны, именно через
усмотрение трудностей, на которые мы наталкиваемся при попытке уяснить
отношение того, что мы называем действительностью, к нашему сознанию
времени. Принадлежит ли к действительности только то, что есть, или и то,
что было и будет? Конечно, то, что было, было тогда, в свое время
действительностью, и будущее тоже некогда станет действительностью, и потому
в каком-то смысле мы, очевидно, должны включить их в состав
действительности. Однако даже и независимо от того, что будущее, как мы
владели, в известной мере не предопределено однозначно, не определено в
себе, а, напротив; может сложиться по-различному, - прошлое и будущее не
есть нечто, с чем мы должны считаться в том смысле, в каком это необходимо в
отношении настоящего. Им недостает поэтому наиболее существенного признака
действительности. Прошлое как таковое, правда, для нас неизменимо, но оно
уже прошло, исчезло, отодвинулось в некую безразличную нам даль; оно тем
самым ушло из круга действительности; оно похоронено и нас больше не
касается - разве лишь его последствия в настоящем. Будущее же есть, по
крайней мере до известной степени, именно то, что мы сами создаем или
строим, что зависит от нашей воли, есть итог нашей собственной деятельности;
в этом смысле оно, очевидно, есть прямая противоположность тому, что мы
зовем действительностью. Или же, поскольку и будущее, напр., в его
космическом содержании, предстоит нам роковым, неизмеримым образом, оно есть
если и не нечто осуществляемое нами, то во всяком случае то, чему еще лишь
предстоит осуществиться. Коротко говоря: прошлого уже нет и будущего еще
нет; оба не "существуют", а лишь "представляются" нами - прошлое мы
вспоминаем или с большей или меньшей вероятностью узнаем лишь постепенно, по
его следам, о будущем мы только догадываемся и строим предположения; ни то,
ни другое не "дано" нам, не соприкасается с нами в опыте и не действует на
нас как настоящее, т.е. как то, что непререкаемо "действительно".
На первый взгляд могло бы показаться, что вся трудность здесь носит
характер чисто терминологический. Мы имеем, очевидно, не одно, а два понятия
"действительности". Под действительностью в узком и эминентном смысле мы
разумеем действительность настоящего, "предстоящую" нам в опыте, -
действительность того, с чем мы соприкасаемся, что мы воочию чувственно
воспринимаем и что одно лишь имеет для нас практическое значение.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192