Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Коротко говоря: как "я и
Бог" есмы двое только на основе более глубоко лежащего трансрационального
первичного единства, так и наоборот: мое единство с Богом таково, что оно
проявляется в форме подлинной реальной и полноценной двойственности.
Отсюда следует, что всемогущество Бога или всевластие его благодати,
которое рационально, как указано, совершенно не согласимо с моей свободой,
трансрационально-антиномистически образует с последней первичное
нераздельное (хотя вместе и "неслиянное") единство. Всеединство Бога не
стоит в противоречии с автономностью моего бытия, всемогущество Бога и
"предопределенность" им всего - с моей свободой, потому что это всеединство
и всемогущество антиномистически проявляется как бы в двух слоях бытия: как
в самой моей, проистекающей из Бога, им обоснованной и в нем пребывающей
свободе и изначальности и через нее, так и в взаимодействии с ней. В этом
втором, производном слое действие Бога - именно его действие на меня, уже
предполагающее мое независимое бытие как отдельного существа и мою свободу,
- становится тем, что обычно и по преимуществу испытывается и обозначается
как благодать, - именно как содействующая благодать (gratia concomitans).
Однако и все положительное, значимое, онтологически реальное в самом моем
бытии и в самой моей свободе испытывается тоже как проявление благодати
более первичного порядка, - "благодати", которую недостаточно назвать
"предшествующей" или "подготовительной" благодатью, а можно только понять
как творческую, абсолютную, лишь трансрационально постижимую "благодать".
Каким образом и в каком смысле при этом нераздельном, в самой двойственности
действующем:. и как бы двуслойном единстве "я-с-Богом" еще остается
возможным для меня отпадение от Бога, бытие без Бога и даже против Бога -
это есть особая проблема, к которой мы обратимся в другой связи.
5. Бог-со-мной как любовь
Если мы хотим уловить трансрациональную природу этого соотношения в
простом, живом и конкретном представлении, то для ее обозначения подходит
лишь одно слово на человеческом языке. Это слово есть - любовь. Вспомним
прежде всего, что мы, собственно, разумеем под любовью - прежде всего, в
отношениях между людьми.
Любовь есть, как было показано (гл. XV, 5), последнее и глубочайшее
существо отношения "я-ты", в котором это отношение себя впервые до конца
осуществляет, достигает своей подлинной цели, именно формы бытия "я-ты".
Любовь уже сама по себе есть таинство: любящий, отдаваясь самозабвенно и
самоотверженно любимому, переносит - не переставая быть самим собой -
средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый - в
любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный
привступившим ко мне дарованным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу
этого становится обретающим. Эта связь совершенно очевидна в живом опыте,
хотя она противоречит самым элементарным аксиомам нашего логического
мышления: определенная величина через вычитание из нее величины, почти ей
равной, не приближается тем к нулю, а, напротив, становится больше.
Математически "теорема" должна была бы примерно выражаться в формуле:
А-А+А=В. Правда, в таком виде формула не совсем адекватна отношению. То, что
здесь происходит не вполне совпадает с отношением А-А; такому изолированному
уничтожению определенной величины путем вычитания из нее ее же самой
соответствовало бы в живом опыте разве только самоубийство, а не
самопожертвование и самоотдача. Поскольку отдавание или исчерпание себя
совершаются "в виду", "перед лицом" другого, в направлении к "ты" и в
трансцендировании к нему, вычитание уравновешивается неким своеобразным
"сложением". Математически надо было бы выразить получающуюся при этом
величину примерно в формуле А-А+В. И все же остается в силе то противоречие,
что А-А+В дает в итоге не просто В, а именно А+В, - более того, что А именно
через вычитание из него его самого перед лицом В само как таковое становится
каким-то потенцировавным А, чем-то вроде А2; знак плюс означает здесь именно
не простую совместность или сумму, а внутреннее обогащение самого А как
такового через проникновение в него В. Словом, математически - и, тем самым,
логически - отношение это выразить невозможно - и не только потому, что оно
не просто количественно, но и качественно, но и потому, что оно
конституируется живым, превосходящим сферу отвлеченного мышления,
трансрациональным единством раздельности и взаимопроникновения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192