Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


И вот, в этой последней глубине совершается нечто совершенно непостижимое
и необъяснимое, ибо не истекающее ни из какого "основания". Незримая нить
этого положительного, трансцендирующего "не", правда, не может быть
окончательно порвана, но она может как-то утончиться, как то развеяться,
ускользнуть от нас. Тогда связующее, трансцендирующее и, тем самым,
положительно индивидуализирующее "не" превращается в замыкающее, абсолютно
обособляющее "не" - в "не" как абсолютное разделение. Именно этим
осуществлен парадокс реального, сущего не-бытия. Ограниченность,
сущностно-необходимо свойственная всему частному как таковому и как бы
тотчас же восполняемая его сопринадлежностью к всеединству, превращается тем
в абсолютными недостаток, дефект, ущербность: реальность, замыкающаяся в
силу этого в себе самой выпадает тем самым из общей связи бытия, из
всеединства, принимает свое собственное внутреннее средоточие (которое как
таковое, собственно, есть только через свою связь со всем иным) в его
изолированности за абсолютную основу реальности. В этом и состоит
извращение, образующее сущность зла как сущего не-бытия.
Когда частное, единично-сущее через абсолютизирование "не", которое
конституирует его существо, полагает себя как замкнутое, безусловно в себе и
по себе сущее оно становится для себя мнимым Абсолютом, неким
псевдо-божеством. Но так как в действительности, бытийственно, оно все же не
есть все, а нуждается в бесконечно многом, во всем остальном, то его мнимое
всебытие может осуществляться лишь в ферме бесконечного, неутомимого
стремления все присвоить себе, все поглотить в себя. Самоутверждению - тому,
что на языке морали называется гордыней, - соответствует неутолимая корысть
или похоть. И так как всякое обособление по существу взаимно - так как,
обособляя себя от других, мы тем самым имеем и их, как существа,
обособленные от нас, - то это метафизическое состояние мира есть бесконечная
борьба всех против всех, - мир, в котором властвует грабеж и убийство. Здесь
не только homo homini lupus (человек человеку - волк), - здесь, в
метафизической глубине, ens enti lupus - каждое сущее есть "волк" для
каждого сущего. Но эта борьба бесконечна и абсолютно безнадежна; так как
бытийственно каждое частное и единичное существо связано с другими,
нуждается в них, имеет в них опору своего бытия, то эта борьба есть
бесконечное самоуничтожение, самораздирание и самоубийство - в чем и состоит
адская мука земного бытия.
Это есть, как указано, всеобъемлющее метафизическое и, тем самым,
космическое состояние. Им определено не только моральное зло, но и зло как
метафизическое и физическое бедствие. Им определено, прежде всего,
центральное, основное метафизическое зло - смерть. В настоящее время даже
положительная биологическая наука приходит к сознанию, что не существует и
не может быть так наз. "естественной" смерти, а что всякая смерть есть в
конечном счете смерть насильственная - последствие убийства, выражение факта
жизни одних существ за счет пожирания и истребления других, - выражение
состояния бытия как всеобщей, до последней глубины жизни проникающей
гражданской войны между живыми существами. Но этим определены и такие
бедствия, как нужда, болезни, страдании и лишения всякого рода. Все это есть
последствие космической гражданской войны, вытекающей из самоизолирования и
самоутверждении частных элементов реальности, из некого распада или развала
всеединства. Судьба всего мира - участвовать сообща во зле и страдать от
него.
Это состояние космического бытия находит свое глубочайшее и всеобъемлющее
выражение в существе времени как земного времени. Бытие в Боге, в
первооснове и всеединстве, есть бытие в вечности, совместное бытие всего в
единстве, мирное сосуществование всего вместе со всем и во всем, без того,
чтобы одно вытесняло другое. Правда, вечность есть не мертвая неподвижность,
а именно вечная жизнь - вечная творческая активность. Но творчество
совершается в покое, и творимое, как уже сказано выше, не "возникает" во
времени, а само есть вечная сотворенность или творимость. И вместе с
сотворенностью спонтанная динамичность, творческая сила производно внесена и
в сотворенное бытие, дарована ему; и отсюда

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192