Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Но так как идеальное бытие есть неустранимый составной
элемент безусловного бытия, то невозможно ориентироваться в последнем,
уловить его в его целостности, поскольку мы не учтем при этом саму потенцию
"мышления" или "познания".
Этот момент "познания", идеального "обладании" содержанием бытия,
мыслимый как особая реальность, обычно обозначается словом "субъект
познания", причем последнее понятие как-то отождествляется с понятием "я".
Известно, что Декарт (и еще гораздо раньше бл. Августин) в истине cogito
ergo sumlviii усмотрел последнюю очевидность бытия именно в этой реальности
"познавшего". Что собственно означает "я" - или, точнее, "я есмь" - об этом
нам придется говорить в дальнейшей связи. Проблематика "теории знания", как
она развивалась в философии из точки зрения Декарта вплоть до немецкого
идеализма и неокантианства, во всяком случае свидетельствует, что
отождествление самоочевидного непосредственного бытия "с субъектом познания"
и последнего - с "я" наталкивается на множество неясностей и трудностей. Уже
сам Декарт должен был считаться с этим, признав необходимым условием бытия
ограниченного "я" первичную самоочевидность "Бога" как безусловно
бесконечного бытия, а немецкий идеализм и позднейшее неокантианство
вынуждены были пойти по тому же пути и заменить "я" "абсолютом" или "духом"
или "сознанием вообще". Не углубляясь здесь во всю эту проблематику, мы
ограничиваемся простым констатированием, что при этом с совершенной
бесспорностью был найден в потенции "мышления", "знания" или "сознания"
момент безусловного бытия, который улавливается не в форме "дано", "есть",
"имеется" (в форме, которая, как было показано, указывает на глубину, из
которой возникает предметное бытие), а в совершенно иной форме
данности-самому-себе, или "обладания". Форма "дано" ведь очевидно
предполагает и того, кому "дается", и самый факт "обладания". Безусловное
бытие есть тем самым "бытие-для-себя", ибо вмещает в себе не только все, что
дано, но и того, кому оно дано, и само это отношение данности, или
обладания. Это, конечно, отнюдь не означает, что безусловное бытие должно
мыслиться как некое всеобъемлющее "сознание" по образцу индивидуального
сознания, т.е. как нечто вроде "мировой души" или "мирового я". Ему присуща
именно лишь потенция мышления, или сознания, и в этом смысле оно содержит
момент "субъективности", но в какой форме и в каких конкретных точках бытия
обнаруживается и осуществляется эта потенция - это остается еще совершенно
непредрешенным. При правильном понимании здесь с очевидностью открывается
только одно: безусловное бытие не есть нечто, что должно было бы быть
раскрыто и освещено извне, какой-либо инстанцией бытия, внешней по отношению
к нему (и что может вообще быть вне и за пределами самого безусловного,
всеобъемлющего бытия?); оно, напротив, таково, что имеет само себя, так что
есть исконное единство "имеющего" и "имеющегося", или единство бытия как
бытия-для-себя, как "идеального" обладания самим собой.
Прежде чем оценить значение этого соотношения для нашей собственной темы,
мы должны здесь коротко констатировать, что в постижении момента бытия как
"имеющего", - момента субъектности, именно в качестве неотделимого
интегрального момента самого безусловного бытия, нам открывается ключ к
разрешению проблемы трансцендентности. Выше, в гл. I, мы показали, что
истинный смысл отношения "трансцендентности" заключается в том, что наше
познание предполагает "имение" нами или "присутствие" у нас неизвестного - x
- как того, на что может направляться познавательный взор и в чем он
открывает познаваемые содержания. Но в силу чего и как возможно само это
"имение" или "обладание" - этот вопрос мы оставили там без ответа. Теперь мы
видим, что это обладание имеет свое основание в самом безусловном бытии. "Я
есмь" не есть замкнутая в себе, автономная и самодовлеющая сфера бытия; оно
есть самооткровение в нас момента "обладания", "имения", который сам
сопринадлежит к безусловному бытию; поэтому с каждым "я есмь" само собой
непосредственно дано и "оно (бытие объекта) есть" в качестве второго
соотносительного момента бытия - не моего бытия, а всеобъемлющего бытия
вообще. Это всеобъемлющее бытие всегда и неотъемлемо с нами, при нас и для
нас - совершенно независимо от границ того, что в нем "открывает", "уясняет"
в каждый данный момент наш познавательный взор, - именно потому, что мы сами
есмы в этом бытии, возникаем из него, погружены в него и сознаем себя самих
лишь через его собственное самооткровение в нас. Поэтому безусловное бытие -
и тем самым бытие всего, что есть за пределами нас самих, - с предельной
самоочевидностью и неотмыслимостью соприсутствует в каждом акте нашего
самосознания.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192