Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Однако этим отклонением самого выбора между мужским и средним родом,
между личным и безличным началом, между "он" и "оно" в отношении Божества не
исчерпано все, что мы можем здесь сказать. Не дерзая на внутреннее
противоречивое и даже кощунственное определение природы Божества, т.е.
строго блюдя непостижимость по существу Божества, мы имеем право сказать,
что момент личного бытия все же - в неком металогическом, метафизическом
смысле - ближе, адекватнее его непостижимому и несказанному существу, чем
момент бытия безличного. И не только потому, что безличное бытие в большей
мере означает бедность, лишенность чего-то, чем противоположный ему род
личного бытия, Божество же, в качестве абсолютного первоначала и
всеобъемлющего единства, есть полнота, богатство, а не бедность (хотя уже
этого одного соображения было бы здесь, в сущности, достаточно). Философская
мысль, поскольку она имеет имманентную тенденцию подчинить Божество
"среднему роду", мыслить его безличным, свидетельствует этим, кроме того, о
том своем первичном заблуждении, что, мысля Божество, она тем самым
принимает его за "предмет", т.е. мыслит включенным в предметную
действительность. В противоположность этому надо еще раз подчеркнуть, что
Божество не есть нечто предметно-сущее, а есть первоисточник реальности,
возвышающийся над всем предметным бытием. Более того: так как мы проникаем к
Божеству и оно открывается нам только на пути во внутрь нашего
непосредственного самобытия и пройдя через область духовного бытия, -
другими словами, так как реальность Божества есть в первую очередь для нас
реальность исконной почвы, родины, первоосновы нашей внутренней личной
жизни, преображение безличной, грозящей нас поглотить "бездны" бытия в
самоочевидно прочный, внутренне родственный нам приют нашей души (ср. выше,
гл. VIII, 3 - 5), - то именно этот момент Божества, не будучи его логически
определяющим "признаком", проникает глубже в его существо, чем тот его
аспект, в котором оно представляется сходным с безличным бытием космического
порядка. К тому же выводу приводят нас и соображения, вытекающие из
"аналогического" метода (ср. гл. VII, 7). А именно, следуя методу аналогии и
пользуясь мыслью о различных степенях символического, метафорического
сходства или сродства, с которыми Божество - оставаясь инородным всему - все
же "просвечивает" сквозь все сущее, - я вижу, что я, в качестве личности -
т.е. в качестве той формы сущего, в которой оно максимально конкретно, т.е.
полно (ср. выше гл. VII, 4), - все же стою к нему ближе, чем какое-либо
"оно", чем, напр., камень, который во всякое мгновение может размозжить мне
голову, или даже чем дикая, слепая, безличная страсть - чужая или моя
собственная, - жертвой которой я всегда могу пасть. Поэтому, когда я сознаю
его как личность, вступаю с ним в личное общение, я воспринимаю его существо
- не проникая тем непосредственно в его непостижимость - все же глубже, чем
когда меня потрясает его непонятное действие в каком-либо слепом "оно" - в
землетрясении, буре, наводнении или во взрыве человеческих страстей.
При этом, однако, существенно, чтобы этот успокоительный, утешительный
итог все же не заслонял от нашего взора и другой, обратной стороны Божества.
Бог как личность, как абсолютное "Ты", перед чьим взором я всегда стою, -
Бог как "отец", как "вечный мой сосед в нужде" (Р.М.Рильке), - Бог, от
которого неотмыслима форма бытия "ты еси", хотя и употребляемая лишь в
метафорическом смысле, - этот "мой Бог" есть вместе с тем "Божество",
всеобъемлющее Первоначало, точка совпадения моего внутреннего
непосредственного самобытия, моей "души" с непосредственно чуждой мне
предметной реальностью и, тем самым, Первооснова безусловного бытия в его
всеобщности. Поэтому сознавая и чувствуя "моего Бога", я не могу и не вправе
терять из виду и ту его глубину, в которой он есть неизреченное,
непостижимое и страшное в своей непостижимости Божество, по самому существу
своему выходящее за границы всякого определения и, тем самым, запредельное и
форме бытия "ты еси". Именно полновесное и полноценное религиозное сознание
обладает Богом, так сказать, в этой его двузначности - как стоящим в связи
со мной личным Богом, как божественным "ты" - со всей интимностью доверия,
сродства и любви, какая вообще возможна между "я" и "ты", или, вернее
сказать, с интимностью, еще бесконечно превосходящей всякое человеческое
общение, - и одновременно как Божеством, т.е. с несказанным метафизическим
трепетом, который внушает нам безусловно Непостижимое, Абсолютное,
Всеобъемлющее Первоначало всего, последняя, лишь смутно чуемая Глубина
реальности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192