Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. что "ты" открывается и
переживается уже как нечто транссубъективное. Но в таком случае это значит,
что здесь уже совершается - в направлении "ты" и при посредстве
трансцендирования к "ты" - другое трансцендирование - трансцендирование
совершенно иного рода, именно выхождение за пределы субъективности вообще.
Такое трансцендирование по существу уже совпадает с тем, которое и
составляет предмет нашего теперешнего размышления - с трансцендированием
во-внутрь; только искомое "внутреннее" отыскивается при этом во-вне - именно
во внутренней глубине "другого" как любимого. Правда, при этом легко впасть
в заблуждение - именно смешать чистую субъективность - т.е. по существу
несовершенное, произвольное, чисто потенциальное, само нуждающееся в
завершении и пополнении, - в составе "ты" с искомым подлинно значимым
внутренним бытием как незыблемой почвой, объективности; это заблуждение и
образует существо "увлечения человеком", романтической "влюбленности" и
может быть уподоблено короткому замыканию тока на его пути "во-внутрь", в
почву. Этим заблуждением, однако, не затрагивается истинное существо любви,
состоящее в живом достижении, усмотрении и признании полноценной реальности
в глубине "другого"; и в любви именно и совершается, как уже сказано,
нахождение искомой внутренней объективности - трансцендирование во-внутрь -
в составе "ты" и через посредство "ты". Это, быть может, есть вообще
легчайший и самый естественный путь, на котором нам удается это
трансцендирование во-внутрь или на котором оно по крайней мере легче всего
осознается. Дело в том, что так как искомое здесь внутреннее бытие не есть
что-либо, принадлежащее к моей субъективности, к моему отрешенному
самобытию, а есть по существу нечто объективное, значимое само по себе, т.е.
общее всем и значимое для всех, то нет ничего удивительного в том, что оно
может быть найдено в трансцендировании к "ты", т.е. на пути во-вне - более
того, что именно на этом пути оно легче всего доступно. Ведь не надо
забывать, что символы "внутри" и "во-вне" не должны здесь браться в их
буквальном, т.е. пространственном смысле, в котором они означают два
противоположных направления. Или если остаться при пространственных
аналогиях, то мы можем сказать, что легчайший и вернейший путь "вглубь"
может быть по меньшей мере столь же естественно найден через другое, внешнее
мне непосредственное самобытие, чем через прямое углубление в самого себя, -
подобно тому, как может оказаться легче отыскать подпочвенную воду, роя
землю на участке соседа, чем на моем собственном участке. И эта аналогия в
нашем случае еще недостаточна, потому что сам переход - в лице любви - во
внутреннее "достояние" соседа есть уже "трансцендирование", уже выход за
пределы моей субъективности - т.е. как бы уже начало перехода с
"поверхности" моего бытия в какую-то глубину. Вот почему самый естественный
путь к трансцендированию во-внутрь или вглубь есть путь подлинного
трансцендирования во-вне в лице любви: "прямая линия" есть, правда,
"кратчайшее расстояние" между двумя точками, но далеко не всегда, как
известно, скорейший и легчайший путь до определенной точки. Таким образом,
путь "во вне" может здесь быть и путем "во-внутрь" или "в глубину" и в
известной мере даже всегда уже есть таковой: ибо единственно истинное,
адекватное, актуальное отношение к "ты" состоит именно в том, что мы
улавливаем в его составе транссубъективную глубину реальности. И столь же
очевидно - мы уже видели это, - что опыт бытия "мы" - именно в
метафизическом аспекте этого бытия - есть уже некоторого рода выхождение за
пределы чистой субъективности, проникновение в более глубокий слой или род
бытия.
Это, однако, не мешает нам мысленно различать эти два пути или эти две
формы трансцендирования. И теперь мы стоим перед вопросом: как вообще
возможно трансцендирование "во-внутрь" и что, собственно, означает искомое
здесь "внутри" или искомая "глубь"?
Вопрос о возможности такого трасцендирования, собственно говоря, сам по
себе излишен, иначе говоря - ложно поставлен; ибо здесь мы стоим перед неким
первичным самоочевидным соотношением, которое не нуждается в каком-либо
"объяснении", а требует только чистого его описания. Но этот вопрос
приобретает смысл ввиду распространенного обычного воззрения, искажающего
истинное соотношение, - именно ввиду представления о внутренней замкнутости
"души". Натуралистическое воззрение, к которому, как мы уже говорили,
склонна всякая предметно-познавательная установка, представляет себе душу
как-то находящейся внутри тела, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192