Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Iu
oi?aanoaaiiu; a ea?aii ec ian ai?eo e naaoeony oio ?a o?aiaoiue iaiiae...
Iao! Yoi ia ?eaioiia e ia ?aeiaae iaiy?ony acaeyaaie... Yoi aaa ia?u
iaeiaeiauo aeac ono?aieaiu a?oa ia a?oaa. E a ea?aie ec yoeo ia?, - a
?eaioiii e a ?aeiaaea, - iaia e oa ?a ?eciu ?iaony ioaeeai e a?oaie".
13 Naiia ai?anoaaiiia ciaiea Aiaa anou oi, eioi?ia iiciaaony ?a?ac
iaaaaaiea (Aeiienee A?aiiaaeo. I ai?anoaaiiuo eiaiao, ae. VII, 3.).
14 "An?ao i?inoi?, e ieaaa ia niueaaony e?oa".
15 Du hast so eine leise Art zu sein; Und jene, die dir laute Namen
geben, Sind schon vergessen deiner Nachbarschaft.
(Stundenbuch)
16 A yoii niunea iieucoaony iioieiae?aneei aieacaoaeunoaii o?a Ieioei,
Enn. (IV, 7, 9), e aa?a o?a Ieaoii eiaao aai a aeao a iineaaiai, ?aoa?uai
aieacaoaeunoaa aannia?oey aooe a "Oaaiia" (102 A e ne.). N?. a iaoai
"I?aaiaoa ciaiey" i?eei?aiea: "E enoi?ee iioieiae?aneiai aieacaoaeunoaa".
17 Ich weiss, dass ohne mich Gott nicht ein Nun kan leben; Werd ich zu
nicht, Er muss von Noth den Geist aufgeben. Ангел Силезский (Angelus
Silesius. Op. cit. I, 8.).
i Недостижимое достигается через посредство его недостижения (лат.).
ii На эту книгу в разное время появились три большие рецензии. Две из них
- положительные - в журнале "Вопросы философии и психологии" за 1916 г. (кн.
122 - 123 и 134) принадлежали соответственно Н.О.Лосскому и Н.А.Бердяеву, а
третья, автор которой, И.И.Лапшин, считал основную идею книги Франка "в
корне ложной", была напечатана в 1922 г. в журнале "Мысль" (№ 3. С. 140 -
153). При этом Бердяев в своей рецензии, включенной им впоследствии в книгу
"Типы религиозной мысли в России", в частности, писал: "Книга С.Франка
"Предмет знания" - крупное событие в русской философской литературе... В
этом отношении ее можно сравнить с книгой Н.Лосского "Обоснование
интуитивизма". А в предшествующем философском поколении по размаху своему
она напоминает "Положительные задачи философии" Л.М.Лопатина. Для С.Франка
характерна его бескорыстная любовь к истине и преобладание пафоса
утверждения над пафосом отрицания. Его философия поистине - положительная
философия". (Указ. соч. Париж, 1989. С. 635).
iii Вечная философия (лат.). Ср.: "Цель философии здесь - научить
человека правильно и разумно жить. Но глубокая постановка этической проблемы
у Сократа приводит уже у ближайшего его ученика Платона, а затем у
Аристотеля к новому углубленному построению философии как теоретического
учения о бытии - учения, на почве которого строится и этика. Системы Платона
и Аристотеля (IV век до P. Xp.) - универсальные философские системы,
объемлющие и разрешающие вопросы о сущности бытия, о природе человеческого
знания и о назначении и смысле человеческой жизни". (Франк С. Введение в
философию. 2-е испр. изд. Берлин, 1923. С. 15). Из курса лекций, которые
автор читал в Петроградском, а затем в Саратовском университетах в 1914 -
1921 годы.
iv См.: Кант, III, 86 - 92.
v См.: Исх. 29: 16; 64: 8.
vi См.: Декарт Р. Рассуждение о методе. ?Избранные произведения. М.,
1950. С. 283. Декарт пишет: "Заметив, что в этом: я мыслю, следовательно, я
существую, нет ничего, что убеждало бы меня в том, что я говорю истину,
кроме того, что я очень ясно вижу, что для того, чтобы мыслить, надо
существовать, я решил, что могу принять за общее правило, что воспринимаемое
нами весьма ясно и вполне отчетливо - истинно; трудность состоит только в
том, чтобы хорошенько разобраться, какие вещи мы воспринимаем отчетливо".
См. также "Начала философии". ?Избранные произведения. М., 1950. С. 445.
vii Аристотель. Метафизика, кн. 1, глава 2 (982b 10 - 20; 983а 10 - 15).
viii У Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным
удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,
- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Кант. Критика
практического разума, IV, ч. 1, 499.
ix "Умри и восстань" (нем.). Франк цитирует стихотворение Гете "Блаженное
томление".
x "Предвосхищение основания" (лат.). Аргумент, основанный на выводе из
положения, которое само требует доказательства. "То же самое через то же
самое" (лат.).
xi У Франка - "постольку", явная опечатка.
xii В книге: "объективного очевидного", без запятой.
xiii Точнее - окончании.
xiv Пусть погибнет мир, но торжествует истина! (лат.).
xv У Бэкона: "знание и могущество человека совпадают..." См.: Бэкон Ф.
Новый Органон. ?Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1972. С. 12.
xvi Уильям Джемс (1842 - 1910) - американский философ и психолог, один из
основателей прагматизма. См.: James W. Essays in radical empiricism. N.-Y.,
1912. В Предисловии к своей книге "Прагматизм" Джемс пишет: "Между
прагматизмом, как я его понимаю, и выдвинутой мной недавно теорией
"радикального эмпиризма" нет никакой логической связи.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192