Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


Но поскольку мы вправе понять или взять это трансрациональное единство
единства и двойственности, тождества и различия, слитности и раздельности
как особый высший принцип - причем после всего сказанного вряд ли нужно еще
напоминать, что эта "особость" не есть обычная, т.е. логическая,
"инаковость", - этот антиномистический монодуализм принимает для нас
характер триадизма, троичности реальности. В этом и заключается самое
глубокое и общее основание, почему человеческая мысль постоянно, в самых
разнообразных философских и религиозных своих выражениях приходит к идее
троичности как выражению последней тайны бытия. Но в этой троичности - мы
подчеркиваем это еще раз, и здесь мы стоим в прямой оппозиции к философии
Гегеля, - третья, высшая ступень - "синтез" - именно безусловно
трансрациональна, невыразима ни в каком суждении и понятии, а есть как бы
само воплощение "непостижимого". Положительный смысл, положительное существо
этого синтеза доступны нам не в какой-либо неподвижной фиксации его самого
как такового, а, как указано, только в свободном витании над противоречием и
противоположностью, т.п. над антиномистическим монодуализмом, - в витании,
которое открывает нам горизонты трансрационального единства.
Конкретные проявления этого фундаментального онтологического принципа
трансрационального антиномистического монодуализма уяснятся нам в дальнейшей
связи наших размышлений.


Часть вторая. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРЫВАЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Prius sibi ipse homo reddendus est, ut illic quasi gradu facto inde
surgat atque attollatur ad Deumlxxii.
Бл. Августин
Глава V. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ САМОБЫТИЕ
После методического размышления, которому мы посвятили предыдущую главу,
мы возвращаемся, обогащенные им, к рассмотрению существа нашей проблемы. Мы
постигли непостижимое в конечном итоге как абсолютную реальность, которая
состоит в единстве "есть-есмь" или в единстве момента бытия как такового с
тем началом, для которого оно есть или которое его "имеет". В качестве
такового единства непостижимая реальность есть реальность, сама себя себе
открывающая. Непостижимое было бы действительно в абсолютном смысле для нас
непостижимым и непознаваемым - столь безусловно, что мы ничего не могли бы
знать о нем, не могли бы замечать самого его наличия, - если бы не имел
места тот основоположный факт, что оно само - именно в своей непостижимости
- открыто или открывается себе самому и, тем самым, нам, поскольку мы в нем
соучаствуем. Как это уже было в своем месте нами упомянуто, это отнюдь не
должно уже тем самым означать, что реальность есть нечто вроде "мировой
души" или "абсолютного духа"; напротив, мы еще сохранили за собой право и
обязанность точнее определить, как собственно осуществляется это
для-себя-бытие непостижимого, это его откровение себя самому себе.
Не входя пока еще в систематическое рассмотрение этого вопроса, мы
отмечаем прежде всего, что есть форма бытия, в лице которой это соотношение
- до которого мы дошли с большими усилиями и сложным путем все более
углубляющихся размышлений о сущности реальности в ее абсолютности -
предстоит нам совершенно явно, как бы с очевидностью факта каждодневного
опыта. Это - то бытие, которое обыкновенно называют "внутренним", "душевным"
или "психическим" и которое мы - чтобы не предварять никаких дальнейших
определений и не поддаться внушению традиционных ассоциаций, связанных с
этими общеупотребительными терминами - предпочитаем называть
непосредственным бытием-для-себя или - еще менее определенно -
непосредственным самобытием (по-немецки: unmittelbares Selbstsein).
1. Непосредственное самобытие как само себе открывающееся бытие
Область или форма бытия, данная нам в лице непосредственного самобытия,
лежит за пределами всякого предметного бытия. Более того, в каком-то нам еще
не уяснившемся смысле она как бы лежит за пределами реальности, по крайней
мере в том ее составе или смысле, с которым мы доселе ознакомились. Ведь в
пройденном нами пути нашего исследования, на котором мы, казалось, обрели
реальность во всей ее полноте как единство всего вообще, мы все же
фактически прошли мимо этой области, не заметив ее. И вообще, именно потому,
что непосредственное самобытие лежит ближе всего к нам - точнее: совпадает с
нами самими, оно менее всего известно и чаще всего остается незамеченным.
Отчего происходит, что человек обычно вообще не замечает этой области в
той своеобразной форме бытия, которая ей присуща и

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192