Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.


И все же эта форма бытия - раз только нам удалось внутренне уловить и
фиксировать ее, есть во всей своей этой несказанности нечто совершенно
явственное, очевидное. Непосредственное самобытие есть просто бытие, как оно
нам - в конечном счете себе самому - непосредственно открывается, - бытие в
форме непосредственности. Но мы видели, что бытие, в качестве
трансдефинитного и трансфинитного, в качестве несказанного единства
эминентного "ничто" с всеобъемлющей полнотой, совпадает с трансрациональным
- с тем, что нам раскрылось как "непостижимое по существу". В лице
непосредственного самобытия мы имеем, следовательно, непостижимое в его
непосредственности - так, как оно являет или открывает себя без посредства
стремящейся к его уяснению мысли. То, до чего мы дошли напряженным усилием
мысли в первой части нашего размышления, здесь просто явственно само себя
открывает, как бы само представляется нам, и мы никогда не дошли бы до него
на пути мысли, если бы не имели его в этой форме до и независимо от всякой
мысли. Мы имеем здесь непостижимое на тот лад, что сами есмы оно.
Но это и означает, что именно самое ясное познание того, что здесь
имеется в виду, ведет к знанию его невесомости или непостижимости. Лишь
умудренное, ведающее неведение - сознательно-отчетливое видение неведомого,
непостижимого как такового - адекватно тому, о чем у нас идет речь. Всякая
"психология", которая действительно видит свой предмет и отдает себе отчет в
его своеобразии, должна быть "отрицательной психологией" (по образцу
"отрицательного богословия"), т.е. должна сознавать, что существо
познаваемого ею предмета именно и выражается в неадекватности ему всех
качественных определений, в том, что оно есть, - как говорится в
"Упанишадах" об абсолютном "не то и не то". Все, что психология открывает
как положительные определения и связи в составе душевного бытия, касается не
самого характера душевного бытия, а лишь явлений, приуроченных к нему и в
нем проступающих. И все эти открытия были бы, к тому же, не только
бесполезны, но вели бы даже к совершенно ложным, искажающим реальность
выводам, если бы они не сопровождались сознанием, что позади всех этих
явлений стоит само непосредственное бытие как непостижимое - и притом не как
пассивный и безразличный общий их фон, а как конкретная, полновесная и
потому определяющая действенная сила.
Но познание непосредственного самобытия есть более, чем умудренное
неведение, - более, чем осознание подлинного, именно непостижимого существа
бытия. Так как здесь субъект совпадает с объектом или, точнее: так как
здесь, собственно, нет ни того, ни другого (то и другое лишь вводится сюда
вторичной рефлексией и словесным выражением), то умудренное, ведающее
неведение есть здесь вместе с тем неведающее ведение. Будучи опытом,
переживанием, самооткровением бытия как непостижимого, оно есть неведение,
которое из себя самого, из своей собственной стихии, из глубины
непостижимого, с которым оно совпадает, бытийственно черпает ведение.
Существует лишь один словесный оборот, который адекватен этому
неведающему ведению, потому что именно в этом обороте выражается форма
непосредственного самобытия в ее противоположности всему предметно-имеемому
нами бытию. Это - словосочетание "я есмь"; или, точнее, - так как то, что
обозначается словом "я", остается еще для нас проблематическим - простое
слово "есмь" (что в нем с очевидностью и неустранимо имеется от момента "я",
то уже содержится в самой этой глагольной форме). Непосредственное самобытие
есть форма "есмь" (Bin-Form) бытия. На этот лад лучше всего выражается форма
бытия как самораскрытия бытия самому себе, - форма, образующая существо
непосредственного самобытия. Момент "есмь", на который мы натолкнулись выше
в иной связи, на долгом и трудном пути исканий, как на момент в составе
непостижимого, являет себя здесь, как уже сказано, с полной
непосредственностью и очевидностью непрерывно-ежемгновенного опыта.
2. Непосредственное самобытие как двуединство непосредственного бытия и
самости
Если форма "есмь" непосредственного самобытия есть форма бытия и
обнаружения непостижимого, то возникает тотчас же вопрос: идет ли здесь речь
действительно о том же самом непостижимом, которое открылось нам в лице
металогического единства и безусловного бытия или реальности в ее
всеединстве? Согласно соображениям, развитым нами там, дело ведь,
по-видимому, обстоит так, что вообще может существовать только одно
непостижимое - непостижимое как таковое.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192