Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Уже сама эта "нейтральность" мира в отношении
"правды" и "неправды", это как бы его суверенное равнодушие к этим началам,
т.е. к осмысляющему основанию нашего и вселенского бытия, испытывается нами
как какой-то коренной, основоположный дефект мира, как "дурное" или "злое"
начала в нем. Но мир не только индифферентен или нейтрален в отношении добра
и зла, - он, по-видимому, в преобладающем течении своего бытия, на основе
господствующего своего строения сам полон зла, - более того, сам берет
сторону зла в его борьбе с добром и тем обеспечивает победу зла над добром.
Мир как таковой, по-видимому, враждебен "добру" или "правде", тому
последнему идеалу, к которому стремится наша "душа", - или, как мы можем
сказать теперь, после размышлений двух предыдущих глав: мир враждебен той
первореальности, которая в лице "Божества" и "Бога-со-мной" открылась нам
как онтологическая, бытийственная исконная родина души. В этом состоит
проблема зла, имманентно присущего мировому бытию: как примирить реальность
"Божества" - и в особенности реальность Божества как "Бога-со-мной" - с
мировым злом?
Каждая из этих проблем - проблема основания или "происхождения" мира как
внутренне непрозрачной, безличной, фактической реальности и проблема природы
или "происхождения" зла - должна быть нами рассмотрена в отдельности. Только
отдав себе отчет в смысле и форме разрешимости обеих этих проблем, мы
достигнем трансрационального постижения - в форме "умудренного неведения" -
Божества с той его стороны, с которой оно открывается нам в двуединстве
"Бог-и-мир" (или в триединстве "Бог, я и мир").
2. Проблема основания или происхождения мира
Отдадим себе еще раз отчет в смысле самой проблемы. Повторим снова: в
качестве "метафизической" проблемы, т.е. для задачи теоретически-предметного
уяснения мира, вопрос о причине или основании мирового бытия не имеет вообще
никакого смысла. Космогоническое исследование имеет, правда, в принципе
возможность выяснить генетическое происхождение мира, т.е. понять, как мир в
его нынешнем строении возник из некого не окончательно еще оформленного и в
этом смысле "первичного" своего состояния; но подразумеваемое при этом
"первичное" состояние есть все же состояние мира, т.е. уже предполагает само
бытие мира как такового. Ставить же здесь вопрос о "первопричине" и о
"возникновении" (в абсолютном смысле) самого мира значило бы, как уже было
указано, неправомерно и противоестественно пытаться применять к миру как
целому категорию, осмысленно применимую лишь к связи элементов или частей
мира. Как только мы ставим эту тему предметно, мы попадаем в какую-то
непроглядную тьму и сам предмет нашего исследования становится для нас
каким-то вечно ускользающим от нас фантомом.
Но, как это явствует уже из сказанного выше, осмысленный и существенный
для нас вопрос о "происхождении" или, точнее, "основании" мира не имеет
ничего общего с предметно-метафизической постановкой вопроса, со стремлением
объяснить мировое бытие путем сведения его к какому-либо более первичному,
но столь же объективно-предметному, фактическому, т.е. "мирскому" же его
состоянию. Речь идет, как указано, о смысле мирового бытия, т.е. об
объяснении согласимости его бытия как "мира", т.е. как целокупности
фактического и безличного бытия, с реальностью "Божества", - о связи и
подлинном отношении между Богом и миром.
Но в такой своей постановке вопрос этот - все равно, в какой мере и в
какой форме он разрешим - безусловно неустраним. Раз конститутивным
признаком мира является его фактичность, непрозрачность, отсутствие в его
бытии внутренней убедительности и последней самоочевидности, то этим уже
дано, что мир в своем имманентном существе безосновен, не имеет основания
своего бытия в самом себе, не есть "causa sui". О нем поэтому можно - а
следовательно, и должно - ставить вопрос: почему он, собственно,
"существует", "есть"? В чем основание, что он именно есть, а не не есть? Но
это и сводится к вопросу: в чем заключается смысл бытия мира как такового?
В общей, принципиальной форме - т.е. в форму, вытекающей из природы
единственно применимого здесь трансцендентального мышления - сама постановка
вопроса уже содержит в себе его решение. В силу не раз уже отмеченного нами
трансцендирующего, связующего значения отрицания, - констатирование
отсутствия в самом существе мира основания его бытия, или отличия мира как
такового от того, что внутренне в себе самом очевидно и убедительно, есть
имманентное свидетельство его антиномистической связи с тем, что в самом
себе несет свое основание, - его трансцендентного "возникновения" из того,
что уже не есть мир, - из Первоосновы или Первоначала как "Божества".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192