Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

е. замкнутой последним; поскольку "душа"
имеет отношение к чему-либо иному, чем она сама, она нуждается для этого в
особых "отверстиях", которые, однако, фактически даны ей лишь в виде
"органов чувств", т.е. лишь в направлении во-вне. Всякая душа как бы
обречена находиться взаперти в чем-то подобном "камере одиночного
заключения", и эта камера имеет "окна", выходящие наружу, во-вне; внутри же,
в нашем внутреннем бытии, все мы - как бы тюремные заключенные, которым не
остается ничего иного, как жить и мечтать в своей отрешенной, одинокой,
замкнутой в себе душевной жизниxcvii.
Вряд ли нужно указывать на то, что как познание - познавательная
интенция, которая по существу есть трансцендирование через мышление, - так и
трансцендирование в отношении "я-ты" уже сами опровергают это воззрение; ибо
обе эти формы трансцендирования имеют нечувственный характер. Да и, вообще
говоря, ориентирование по приведенной схеме может привести лишь к
абсолютному скептицизму и субъективизму. Мы имеем здесь дело с предвзятым
мнением, которое вообще, как мы это видели в своем месте, неадекватно общему
существу непосредственного самобытия. Непосредственное самобытие - то, что
называется "внутренним бытием", - рассматриваемое чисто
описательно-феноменологически - уже само по себе есть нечто потенциально
безграничное, некая потенциально бесконечная вселенная. "Пределов души ты не
найдешь нигде, обходив и все ее пути, так глубока ее основа", - справедливо
говорит древний мудрец Гераклитxcviii. Эта потенциальная бесконечность
непосредственного самобытия как такового уже сама по себе противоречит
грубому образу "души", запертой в узкой келье или камере одиночного
заключения. Но это, конечно, еще не препятствовало бы тому, что
непосредственное самобытие могло бы быть "замкнутым" в том смысле, что оно
не имело бы возможности выйти за пределы своего собственного качественного
существа или присущего ему рода бытия.
Но это предположение замкнутости "души" в себе самой опровергается тем
первичным и самоочевидным фактом, что непосредственное самобытие неотделимо
от откровения в нем и через него "иного" - того, что не принадлежит к нему
самому. На этом первичном самооткровении реальности как таковой в
непосредственном самобытии покоится, как было указано, в конечном счете
всякое вообще познание - как идеальное "обладание" реальностью в предметной
интенции, "предстояние" нам предметного бытия, так и, в более специфическом
смысле, явление "ты" и отношение "я-ты". Таким образом, надо признать
основоположным и притом первично самоочевидным фактом, что реальность как
таковая, во всей своей полноте и широте, как бы проступает в
непосредственном бытии - другими словами, что "душа" и в направлении
"во-внутрь" или "вглубь" именно не заперта, а напротив, открыта. "Душа" не
только в себе самой, в своей собственной стихии, т.е. в своей субъективности
безгранична и потенциально бесконечна, но ее бесконечность вместе с тем
такова, что в своем глубинном слое душа, как бы выходя за пределы самой
себя, соприкасается с чем-то иным, чем она сама, или что это "иное"
проникает в нее и тем открывает себя ей. В этом и заключается
трансцендирование во-внутрь. Вопрос о "возможности" этого трансцендирования,
как указано, собственно беспредметен перед лицом этого первично
самоочевидного соотношения. Это соотношение самоочевидно в эминентном смысле
этого слова, т.е. в смысле "безвопросности" (ср. соответствующие указания в
первой части нашего размышления). Единственное, что остается здесь уяснить,
есть именно упомянутый выше второй вопрос: что, собственно, означает здесь
"внутри" или "глубь"? В чем заключается своеобразие данной формы
трансцендирования, которую мы имеем здесь в виду, в отличие от ранее
рассмотренных нами форм трансцендирования?
Реальное трансцендирование, некоторого рода вложение себя
непосредственного самобытия в нечто иное, внешнее отношении его, или
воспринимание в себя этого иного - в отличие от идеального трансцендирования
в познавательной интенции - возможно, как уже было указано, лишь в отношении
реальности, которая как-то по своему существу внутренне сродна
непосредственному самобытию. И вот, наряду с реальностью как всеединством -
которая имеет с непосредственным самобытием то общее, что она есть именно
реальность, т.е. непостижимое в себе, - и наряду с "ты", которое есть именно
другая вторая субъективность - субъективность "другого" или реальность в
форме "второй", извне нам встречающейся субъективности, - есть еще третья
форма, в которой нам является и становится доступным нечто нам по существу
сродное, что, однако, не есть "я сам", не есть мое непосредственное
самобытие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192