Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Лишь тупое филистерство может упускать из виду этот
фундаментальный факт; кто еще сохранил подлинное чувство реальности, тот его
всегда ощущает. Сколь бы мудр, опытен, учен ни был человек - всякая частица
реальности, если только он способен увидать ее в ее подлинном существе, не
искаженном и не умаленном его слепотой и гордыней, говорит ему об этом.
Лучше всего могут поведать нам об этом поэты; и нет поэта, который не
исходил бы из именно такого восприятия бытия: ибо быть поэтом и значит в
конечном счете не что иное, как быть в состоянии выразить в словах и дать
нам почувствовать непостижимое и несказанное. Поэт боится обычных людских
слов: "они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах"
(Тютчев)xxiii; "они обо всем говорят так отчетливо: это - собака, а то -
дом, здесь - начало, а там - конец...; они знают все, что было и будет; нет
горы, которая была бы им чудесна" (Р.М.Рильке)3. Напротив, поэту известно:
"Но бытие еще по-прежнему волшебно; во множестве мест оно рождается из
своего источника, есть игра чистых сил, к которым никто не соприкоснется,
кто не умеет преклонить колена и восхищаться. Слова нежно исходят из
несказанного" (Р.М.Рильке)4 xxiv.
Таким образом, неведомое - предмет, на который направлен наш - частично
его открывающий - познавательный взор, - взятый во всей полноте и глубине
его реальности, всегда остается для нас непостижимым.
Глава II. НЕПОСТИЖИМОЕ ПО СУЩЕСТВУ В ПРЕДМЕТНОМ БЫТИИ
Теперь нам надлежит обсудить вопрос, в какой мере правомерно упомянутое
нами выше воззрение, что предмет знания, во всяком случае сам по себе, по
своему существу или своей природе - или, что то же самое, для (гипотетически
мыслимого) всеобъемлющего и бесконечного познающего сознания, - не может
быть непостижимым, - что, напротив, всякая реальность в принципе
"изъяснима", т.е. выразима в "ясных и отчетливых" понятиях.
Поскольку мы представляем себе предмет знания, неизвестное для нас бытие,
во всей его полноте, не чем иным, как совокупностью (хотя бы бесконечной и
потому для нас недостижимой) однозначно определенного, расчлененного
многообразия содержаний, - per difinitionem очевидно, что мы не имеем здесь
дела с чем-либо по существу непостижимым. Мы мыслим при этом целокупное
бытие как некую сумму частей - или как совокупность членов - хотя бы и
бесконечно многих членов; и иначе мы и не можем его мыслить, поскольку мы
должны отождествлять все сущее в его собственном существе с идеалом
исчерпанно познанного, и притом познанного в понятиях. Ибо этот идеал и
означает сумму или систему (хотя бы и бесконечную) определенностей, так что
неизвестное как целое - x как таковое - должно мыслиться нами состоящим само
по себе из совокупности определенных содержаний ABCD... YZ. Более того,
только потому, что мы воспринимаем бытие как совокупность таких
определенностей, т.е. безусловно однозначно определенных в себе (хотя
частично от нас скрытых и нами не определенных) содержаний, реальность
впервые становится для нас предметной. Дело в том, что под "предметом", или
"предметным бытием", или - что пока для нас то же самое - под
"действительностью", под "тем, что есть на самом деле", мы именно и разумеем
то, что мы мыслим как сущее с непоколебимой прочностью и однозначной
определенностью, - то, что есть "именно то, что оно есть"; и задача нашего
познания, как восхождения от смутных и бессвязных представлений к ясным,
отчетливым и без пробела внутренне связанным между собой понятиям, есть
именно задача уяснения для нас сущего в своей определенности предмета. И под
"истиной" мы разумеем при этом именно adaequatio intellectus et rei -
совпадение наших понятий с сущей в себе определенностью самой предметной
реальности.
Сколько бы верного ни заключала в себе такая мысль, с другой стороны,
остается все же совершенно очевидным, что ею не исчерпывается полнота и
истинный смысл того, что мы называем предметным бытием. Если последнее и
должно мыслиться обладающим совокупностью точно определенных в себе - т.е.
независимо от их познанности нами - "содержаний", как бы таящем их в своем
лоне, то все же оно не совпадает просто с ними. Оно "имеет" эти содержания,
но не "есть" просто их совокупность. Поскольку мы не даем себя спутывать
"идеалистическим" предубеждением и рассматриваем дело непредвзято и
свободно, стараясь дать себе точный отчет в истинном соотношении, совершенно
очевидно, что то, что мы разумеем под "предметным бытием",
"действительностью" или "реальностью" (употребляя эти слова здесь как
синонимы), есть что-то совсем иное, чем всякое логически - в понятиях -
фиксируемое "содержание".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192