Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Лишь на первый взгляд может показаться, что это есть лишь другое,
синонимическое обозначение того же самого соотношения. Напротив, наш язык,
создав изумительное, полное глубочайшего смысла слово "мы", выразил в нем
совершенно своеобразный момент реальности, особый характер или образ бытия,
в котором сознательная мысль - по крайней мере в философии нового времени -
едва ли вообще отдает себе отчет.
Рассматриваемое извне, с точки зрения предметного наблюдателя, бытие "мы"
- бытие в общении - кажется чем-то само собою понятным. Что единичный
человек, который уже биологически, по своему происхождению, обязан своим
существованием соединению двух других людей - его родителей - и во всей
своей материально-телесной, душевной и духовной жизни есть член некого
"общества" - или "общения" - будь то семья, народ, государство, сословие,
класс, вероисповедное общество - церковь - и т.п. - это кажется на первый
взгляд простым трюизмом; и, по-видимому, в настоящее время уже достаточно
постигнута и обличена поверхностность и ложность некогда популярной
индивидуалистической мысли, что человек есть по первоначальной своей природе
обособленное единичное существо, которое лишь по соображениям
целесообразности, через особое "соглашение" или "договор", вступает в
общение и "основывает" общество вместе с ему подобными другими людьми. Ведь
и Робинзон на своем острове живет лишь на основе общения и силами общения;
то, что сохраняет ему жизнь, есть - даже независимо от того, что он спас с
корабля внешние плоды общения - всякого рода орудия и средства пропитания, -
внутреннее обладание навыками, умениями и способностями, приобретенными на
родине, в родном обществе. Бесспорная самоочевидность этого соотношения на
первый взгляд не оставляет здесь места ни для какой более глубокой
философской проблематики.
Как бы верно ни было само по себе это соображение - мы должны вопреки ему
вновь напомнить здесь, что бытие "мы" в его первичном внутреннем составе
вообще не есть объект предметного наблюдения и познания, а дано нам лишь как
переживаемая, открывающая сама себя реальность, - и, значит, вообще доступно
лишь соответствующему способу его познания. Но, взятое в этом своем составе,
извнутри, бытие "мы" оказывается неким совершенно своеобразным, в некотором
смысле чудесным родом или образом бытия. Это есть, коротко говоря, обычно
ускользающий от нашего внимания род бытия, в котором первичные формы бытия
"есмь" и "еси" сливаются в более глубокое и по сравнению с ними инородное
единство или - точнее - открывают нам это единство как их общий корень.
Кроме формы бытия "оно" или "есть" и кроме форм бытия "я есмь" и "ты еси" -
даже если мы возьмем последние в их нераздельной взаимосвязи и взаимной
приуроченности друг к другу, - существует еще более глубоко укорененная
форма бытия "мы". В "мы-бытии" преодолевается - хотя и сохраняется (в
двойном, гегелевском смысле немецкого слова aufhebenxci) - сама
противоположность между "я есмь"и "ты еси", между "я" и "ты". И так как "я
есмь" может мыслиться и быть дано лишь в единстве "мы есмы" (объемлющим и
"ты еси"), то этим обнаруживается, что в противоположность обычному
воззрению "я есмь" отнюдь не есть первичная, адекватная и всеобъемлющая
форма "внутреннего бытия", непосредственного самобытия, а может быть
признано лишь частным и производным моментом более глубокого и первичного
откровения реальности в форме бытия "мы". "Мы" есть непосредственно
внутренне переживаемое и открывающееся совпадение противоположностей,
coincidentia oppositorum, в лице которого я усматриваю внутреннюю основу
моего собственного существования - меня - в превосходящем всякое
рациональное мышление единстве бытия "во мне" и "вне меня". Здесь
обнаруживается, что я есмь и там, где не есмь я сам, - что мое собственное
бытие основано на моем соучастии в бытии, которое не есть мое, - именно, что
я сам есмь в "ты еси". "Мы" как внешне видимое общение или общество, как
сопринадлежность двух или нескольких человек - общество, которое меня
"окружает" и к которому я как бы лишь извне "принадлежу", - есть лишь
внешнее обнаружение и отображение "мы", в котором я существую на тот лад,
что оно есть во мне или, точнее, что оно есть первичная внутренняя основа
самого "я есмь".
Понимание бытия, руководимое восприятием этого истинного существа
феномена "мы", встречается в некоторых мотивах античной мысли (учение
Гераклита о внутренней сопринадлежности и взаимосвязанности сознаний через
причастие их общему, пронизывающему их "логосу", учение стоиков о космосе

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192