Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Напротив, всякое
"единоборство" (личностей, как и народов) предполагает некий минимум
"уважения" к врагу - минимум его восприятия как мне-подобного, мне-сродного
"ты". И с другой стороны, во всяком "положительном" отношении "я-ты", сколь
бы оно ни было исполнено любви, взаимного доверия, взаимной симпатии и
внутреннего понимания, таится некий до конца, без остатка все же
непреодолимый момент "чуждости", "неродственности"; и во всяком, даже
любимом и родном мне "ты" есть нечто жуткое и непонятное для меня - именно
потому, что в конечном счете я для себя все же есмь безусловно единственный
и одинокий и не может быть речи о безусловной, безграничной и безоговорочной
однородности мне какого-либо "ты". Именно поэтому вражда и ненависть может
быть выражением тайной, неосуществленной любви, как и вообще любовь и
ненависть неким таинственным образом сопряжены между собой. И эротическая
любовь, стремящаяся к самому интимному единству "я" и "ты", вместе с тем
предполагает тяжкие, иногда трагические конфликты между ее участниками;
"союз души с душой родной" есть, по слову Тютчева, всегда и "их поединок
роковой"lxxxviii. Отношение "я-ты" есть, таким образом, по самому своему
существу - подобно религиозному отношению, как оно описано Рудольфом Отто, -
некое таинственное непостижимо-трансрациональное единство "mysterium
tremendum" с "mysterium fascinosum" - единство тайны страха и вражды с
тайной любви.
4. Отношение "я-ты" как единство раздельности и взаимопроникновения
Бесконечно многообразная полнота конкретных явлений и форм отношений,
развивающаяся на общей почве отношения "я-ты", исследована научно еще далеко
не совершенно; можно сказать, что научная (философская, психологическая и
социологическая) мысль почти еще не приступила к этому исследованию, -
именно потому, что философская мысль, за редкими одиночными исключениями
(Макс Шелер, Мартин Бубер, Фердинанд Эбнерlxxxix, - к которым из прошлого
поколения можно, с некоторыми оговорками, присоединить лишь имя Георга
Зиммеля), совсем не осознала еще отношение "я-ты" как особую, первичную
форму бытия; лишь поэты, романисты и драматурги черпают из этой области свои
темы. Эти конкретные дифференцированные проявления общего отношения "я-ты",
как они определены, напр., моментами властвования и подчинения, активности и
пассивности, степени "близости" или "интимности" отношения, сдержанности и
вмешательства, свободы и связанности и т.п. - нас здесь не касаются. Для нас
существенно лишь выяснить точнее общую категориальную форму бытия связи
"я-ты", и притом лишь в той мере, в какой это имеет значение для нашей
основной темы.
"Ты" есть "не-я", par excellence; оно конституируется привходящим к "я"
моментом "не". Только здесь дело идет не о чисто логическом "не" в его общем
значении, как моменте, конституирующем различие или противоположность (в
смысле отвлеченно-логически уловимой "несовместимости"). Дело идет здесь - в
согласии с рассматриваемой областью или формой бытия - о конкретном "не",
переживаемом" или открывающем себя как реальное живое отношение. Согласно
двум только что рассмотренным формам или моментам отношения "я-ты", это "не"
- эта раздельность - может иметь два смысла. Раздельность может касаться
только самой реальности "я" и "ты"; но она может затрагивать и их внутренний
состав или существо. В первом случае - в случае "понимающего", основанного
на "симпатии", "сочувствии" отношения "я-ты" - "ты" есть по существу лишь
численно "другой" - находящееся вне меня, извне ко мне приближающееся и мне
раскрывающееся, мною переживаемое непосредственное самобытие, нечто вроде
настоящего второго "я". Во втором случае разделение касается и качества,
состава, существа самого "ты": "ты" есть не просто "другой" в смысле
"второго", а "иной" - самобытие, чуждое и инородное мне; и мое отношение к
нему есть отношение противоположности, противоборства, антагонизма. Но так
как обе эти формы, как указано, суть два соотносительных интегральных
момента всякого отношения "я-ты", то полный, исчерпывающий смысл
рассматриваемой раздельности заключается именно в единстве обоих этих
моментов. "Ты" не есть "я" - "я", как таковой, есмь безусловно единственный,
могу мыслить себя лишь в единственном числе; и в этом смысле всякое "ты"
есть нечто совершенно иное, чем я. И, с другой стороны, "ты" есть вместе с
тем "другое", "второе", находящееся вне меня и со мной связанное, вступающее
в мою жизнь "я" или "я-подобное" существо. В этом противоборствующем
двуединстве "жуткого" и "родного" и состоит загадочное существо "ты".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192