Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Этим объясняется одна
сторона, "парадоксальности" моего бытия с Богом: ни по содержанию, ни по
форме оно не таково, каким она нам кажется по внешне наблюдаемым признакам.
В этом состоит онтологически-гносеологическое основание заповеди не судить
своего ближнего, а судить только самого себя.
С этим тесно связано и другое. Выше (гл. II, 2b) мы уже видели, что даже
в составе предметного бытия все сущее по своей конкретной природе
индивидуально, неповторимо-единственно, существует в единственном числе. Тем
более то же применимо ко "мне" и как к чистой "самости" - той абсолютно
единственной для меня точке, которая, будучи средоточием моего
непосредственного самобытия, есть место, через которое проходит моя связь с
бытием и во мне возгорается луч для-себя-бытия, - и как к личности (гл. V и
VII, 4). Но в максимальной мере эта единственность меня самого выявляется в
моем бытии с Тем, кто по самому существу своему есть Единственный и вместе с
тем для каждого есть Особый, Иной, "только Мой", - несказанный для других в
том образе, каким и в каком Он открывается мне. Мое бытие-с-Богом есть -
повторим еще раз меткое слово Плотина - "бегство одинокого (единственного) к
единственному" - (((? ((? (?((( ((?( (?( (?(((. Вот почему оно не
укладывается ни в какие общие правила и общие закономерности. В сущности,
каждое человеческое существо имеет свое особое бытие-с-Богом, своего
особого, непередаваемого для других Бога - свою особую "религию", - несмотря
на всю общность религиозного опыта, вытекающую и из общности природы
человека, и из абсолютно-всеединой и всеобъемлющей "природы" Бога. В самом
адекватном выражении религиозного сознания - в христианском вероучении - эта
сторона дела обнаруживается в том, что "закон" преодолевается и восполняется
в нем "благодатью", которая по существу всегда индивидуальна. "Закон" в
смысле общей нормы, общего правила поведения нормирует именно внешнее
поведение, внешнюю жизнь людей - все равно, есть ли это норма права (даже
"естественного") или норма морали. "Норма", "правило", "принцип" жизни
соответствует в области должного закономерной связи, закону природы или
математически-логической связи, "эмпирической" или "идеальной" необходимости
в области предметно-сущего. Как "закон природы" и "логически-необходимая
связь", норма есть выражение рационального начала бытия, - начала, в силу
которого единичное отождествляется многому другому, имеющему с ним "общее",
т.е. фиксируемое в своей качественной определенности, "содержание".
Признание таких норм во внешней стороне жизни людей так же необходимо, как
обосновано познание общей закономерности предметного бытия. Но жизнь и бытие
имеют еще и другую сторону - реальность, как она сама себе открывается
извнутри. В ней всеединство, объемлющее и пронизывающее все конкретно сущее,
не имеет характера отвлеченно-общих признаков и потому невыразимо в
понятиях, а тем самым - в законе или норме. Конкретная общность, в качестве
внутреннего сродства и единства всего сущего, оставляет все
единично-конкретное строго индивидуальным, неповторимо-единственным, или
даже - точнее говоря, как мы уже видели это выше (гл. VII, 4), - впервые
адекватно выражается только в конкретно-индивидуальном,
неповторимо-единственном. Такова именно моя реальность в качестве моего
бытия-с-Богом. Здесь действует только одно правило, именно состоящее в
отрицании адекватности всех общих правил: здесь действует только принцип: si
duo faciunt idem, non est idemcxxxv. В этом состоит другой из определяющих
моментов парадоксальности жизни как бытия-с-Богом, именно ее
иррациональность. Будучи самым глубоким и глубинным слоем реальности, эта
жизнь в максимальной мере окрашена и определена той иррациональностью,
которая лежит в основе всякого бытия (ср. гл. II, 2). Здесь все полно тех
моментов иррациональности, которые мы отметили в указанном месте, -
иррациональности самого субстрата бытия, его трансдефинитности и
трансфинитности, его качества как неустанного "становления", динамичности,
потенциальности и свободы. Здесь бытие не есть определенное, готовое,
завершенное бытие, а есть живое делание - жизнь в самом глубоком и интимном
смысле этого слова. Бог есть жизнь - и потому мое бытие с Богом есть по
самому своему существу жизни - живое, неопределимое и сущностно не
"определенное", творимое и творящее, вечно подвижное, пластическое,
"драматическое" - несмотря на всю свою внутреннюю успокоенность - бытие.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192