Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

Поэтому эминентное метафорическое сущностное сходство между миром и
Богом есть вместе с тем эминентное единство их бытия, в отношении которого
сама раздельность бытия есть лишь его самораскрытие. Правда, под этим так же
мало можно подразумевать числовое единство, как нельзя говорить о
сущностно-качественном тождестве между Богом и миром. Это есть именно
трансрациональное монодуалистическое единство, в лоне которого уже
содержится двойственность. Бог не есть в отношении мира "целое", и мир не
есть "часть" Бога. Но в качестве абсолютного Первоначала Бог есть и
всеединство, - и притом в том смысле, что всякое разделение, всякое
пребывание вне его при этом сохраняется, но сохраняется именно внутри самого
всеединства: само "бытие-вне-Бога", - сам момент "вне" и "отдельно" -
находится в Боге, как и вое вообще. Напомним опять глубокое изречение
Николая Кузанского, что непостижимое единство Бога открывается сполна лишь в
- антиномистическом - единстве "Творца" и "творения".
Конкретно это уяснится нам, если мы припомним итоги размышления,
изложенные уже в гл.III. "Мир" в том смысле, какой мы имеем. здесь в виду,
конечно, как уже было указано, не совпадает с намеченными там понятиями
"действительности" и "предметного бытия": в отличие от последних он есть
реальность, данная в живом целостном опыте. Но понятие мира все же имеет то
общее с этими понятиями, что есть единство фактически "данного" или
"предстоящего" нам, как бы "навязывающегося" нам, - единство внутренне
непрозрачной, извне подступающей к нам и захватывающей нас реальности. В
этом отношении к "миру" применимо сказанное там о "действительности" и
"предметном бытии" - с той только разницей, что отвлеченно вскрытая там
связь здесь непосредственно опытно ощутима, как бы имманентно соприсутствует
в самом бытии мира. А именно, мировое бытие укоренено в сверхвременном бытии
- в бытии безусловном и, тем самым, во всеобъемлющей реальности. Но это
сверхвременное, идеально-реальное бытие, из которого прорастает "мировое
бытие" и на которое око опирается, уже как-то стоит на самом пороге
первоосновы, Божества. Оно стоит как бы посредине между Богом и миром.
Бесконечно длящийся - со времен Платона и Аристотеля вплоть до онтологии
нашего времени - спор "учения об идеях", именно спор о том, принадлежит ли
"идеальный мир", (?(((( ((((?(, "умный мир", к Богу или к мировому бытию,
трансцендентен ли он миру или ему имманентен, может быть опять-таки
адекватно разрешен только трансрационально-монодуалистически: "мир идей"
есть то и другое одновременно или не есть ни то, ни другое. В своей
последней глубине или в своем первосуществе он совпадает с абсолютным
Смыслом и абсолютной Правдой, принадлежит некоторым образом к самому Богу
как его самораскрытие в Логосе, но в своем конкретном обнаружении и действии
он есть не "из себя самого", не "самоочевиден", в разъясненном выше
эминентном смысле, и тем приближается уже к "сотворенному", "мировому"
бытию. И здесь дело идет о неком творческом, внутренне преобразующем
излиянии или самопревращении "почвы" в "корень". Реальность в ее
абсолютности, как вечное и всеобъемлющее единство, из которого впервые
возникает или проистекает "мировое бытие", стоит как бы посредине между
"эманацией" и "творением" Божества. Она есть Божественное в мировом бытии и
одновременно вечно исконное начало мирового бытия в самом Божестве, - или
же, как уже сказано, безусловно неизреченное "ни то, ни другое". В этом
состоит таинственное, безусловно непостижимое и вместе с тем явственное в
своей непостижимости существо "перехода" от Бога к миру, каким бы именем мы
его ни называли; этот переход Бога в "иное, чем Бог" совершается через некое
"уплотнение", через рождение "осязаемо-зримого", фактического, "мирового"
бытия из лона сверхвременно-идеальной, "прозрачно"-духовной реальности. Это
есть как бы облечение незримого Бога в некую "плоть", которая есть в
отношении его нечто вроде "одеяния", внешнего обличия и покрывала,
созидаемого, как все вообще, внутренней силой или потенцией самого Бога, но
именно в качестве "иного", чем он сам. Мир не есть ни сам Бог, ни нечто
логически "иное", чем Бог, и в этом смысле ему "чуждое" - мир есть "одеяние"
Бога, "иное самого Бога" или, как говорит Николай Кузанский, explicatio
Deicxliii. Мир есть то "иное Бога", в котором "раскрывается", "выражается"
Бог. Здесь есть глубочайшая (хотя, конечно, тоже лишь "трансрациональная" )
аналогия с отношением между духом и телесным обликом, в котором он
"выражается", - т.е. с самим актом или соотношением "выражения" (во всей его
первичности, ср.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192