Библиотека >> Непостижимое.

Скачать 333.59 Кбайт
Непостижимое.

А так как осознание и означает трансцендирование за пределы
того, что при этом осознается, то мышление в этой потенцированной форме - в
которой оно и образует истинное существо философии как "первой философии" -
есть мышление, трансцендирующее за пределы рациональности и почерпающее свои
итоги в сфере трансрационального.
Но это трансцендирование, выхождение за пределы рациональности, есть
мышление совершенно особого рода. Совершающееся при этом расширение
познавательного горизонта заключается не в том, что мы как бы просто
пространственно расширяем поле нашего зрения и открываем перед нашим взором
новый предмет, на который мы должны теперь его направить. Сфера
трансрационального, достигаемая при этом трансцендировании, хотя и
прозревается и в глубинах самого предметного бытия или как бы отражается в
них (как мы это видели в гл. II), но сама по себе никогда не может быть
"дана" мысли "предметно", и мысль не может непосредственно и прямо
направляться на нее. Ибо все предметное как таковое уже рационально
оформлено, а трансрациональное как таковое, напротив, как мы уже видели, не
предметно. То же самое мы можем выразить и в иной форме. В обычном,
банальном утверждении, что непостижимое нельзя "постигнуть", бесспорно верно
одно: действительно нет никакой возможности мысленно уловить непостижимое
как таковое, прямо направляя на него умственный взор, - именно потому, что
противоречиво пытаться определить трансрациональное. Трансцендирование есть
поэтому не достижение чего-либо трансцендентного, а осознание
трансцендентального, как бы "пограничного", и именно потому оно есть
"трансцендентальное мышление". Осознание основы рациональности как бы тем
самым делает косвенно видимой "атмосферу", из которой проистекает
рациональность и которая сама трансрациональна; нам нет надобности - да это
было бы и невозможно - самим перенестись за пределы этой атмосферы, как бы
занять позицию вне ее, чтобы извне направить наш взор на нее и ее увидеть.
Напротив, живя сами в ней, как бы вдыхая ее и вместе с тем держа открытым
наш умственный взор, мы совершенно имманентно через переживание и
самооткровение убеждаемся в ее присутствии, и лишь в этой форме она
становится нам очевидной. Чтобы достигнуть абсолютного, трансрационального,
непостижимого, мы не должны покинуть, оставить за собой относительное,
рациональное, постижимое; напротив, первое именно просвечивает сквозь
последнее, имманентно дано в нем и вместе с ним и лишь в этой форме нам
доступно - более того, лишь в этой форме вообще осмысленно мыслимо.
"Трансцендентальное мышление" не есть предметное познание; оно есть
имманентное самопознание, позднее, задним числом логически оформляемое
отдавание себе отчета в имманентно открывающейся нам - сквозь область
рационально-логического - трансрациональной реальности.
Но из этого следует еще иное. Предметное познание во всех его областях
есть нечто вроде отпирания замкнутого, проникновения в первоначально
неведомую, скрытую от нас глубину, разгадывания загадки, преследования
скрывающейся, ускользающей от нас добычи. Оно руководимо любопытством; оно
должно дать ответ на вопрос: "Что собственно тут скрывается? какова
реальность, когда доберешься до нее и снимешь покрывающую ее оболочку?"
Формулируя это логически, мы должны еще раз сказать, что предметное познание
осуществляется в суждении, самая общая формула для которого есть "x есть A".
В x, в неизвестном предмете открывается, обличается некое A, и само x этим
"определяется" "как" A; и именно этим удовлетворено наше любопытство. Именно
по этому образцу всякая "догматическая" - теперь мы можем точнее сказать:
"рационально-предметная" - "метафизика" мнит угадать и последнее существо
вещей, удовлетворить наше ненасытное любопытство, "разгадать" последнюю и
глубочайшую тайну бытия. Но это есть тщетный, внутренне-противоречивый
замысел. Мы видели это уже ранее: x как таковое - т.е. непостижимое по
существу, трансрациональное - не может быть "разгадано", ибо "разгадать"
значит "рационально определить", а это противоречит самому его существу.
Поэтому нет такого суждения, которое непосредственно касалось бы x как
такового; так как непостижимое бесспорно в смысле "безвопросности"
(fraglos), то в нем нет места ни для вопроса, ни - тем самым - для ответа.
Здесь нет места для руководимой любопытством потребности раскрыть,
обнаружить что-то, проникнуть во что-то скрытое.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192